< <Ограниченность возможности рынка
Экономическая теория (Лобачева Е.Н.)

Ограниченность возможности рынка

«Провалы» рынка. Порой рынок не только не устраняет, но, напротив, способен усугублять нежелательные тенденции или так называемые «провалы» в экономике. «Провалы» рынка — это сферы, где по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны.

Чаще всего это сферы социального или муниципального потребления, сферы естественных монополий, обслуживания инфраструктурных комплексов энергосетей или водоснабжения. Рыночные отношения не уместны также в сфере социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных и других групп населения. К провалам рынка относят также сферу поддержания равновесия национальной экономики, регулирование взлетов и падений промышленных циклов, занятости и инфляции.

Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся:

  • законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка;
  • использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи.

Вмешательство государства необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование не дают удовлетворительного решения существующих проблем в таких сферах, как поддержка развития фундаментальной науки, всеобщего образования, подготовки специалистов узкого профиля в общегосударственных интересах. Кроме того, рыночные механизмы не уместны в сфере обороны, охраны общественного порядка, соблюдения прав граждан, в обслуживании крупных инфраструктурных комплексов в области энергетики, водоснабжения, связи, транспорта (в особенности трубопроводного, космического) и др.

Мера вмешательства государства в экономику и трансакционные издержки. Существует ли критерий, с помощью которого можно было бы определить меру сочетания рыночных механизмов и государственного вмешательства в экономику? Ответ на этот вопрос имеет длительную историю. Так, почти три века назад российский автор И. Т. Посошков в своей «Книге о скудости и богатстве» (1724) обосновал необходимость совершенствования отечественной экономики (см. Социально-экономические предпосылки, возникновение и генезис меркантилизма). Его идеи во многом предвосхитили содержание реформ Петра I. Научный труд Посошкова на пол века опередил аналогичную работу Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), которая также посвящена идее поиска более совершенной и богатой экономической системы в период первоначального накопления английского капитала (см. Социально-экономические предпосылки, возникновение и генезис меркантилизма). Поиск эффективной системы экономики и сегодня не утратил своей актуальности. Он затрагивает страны не только с реформируемой, но и с развитой, вполне преуспевающей в данный момент экономической системой. Ряд выдающихся современных исследований, посвященных эффективности экономической системы, замыкает идея трансакционных издержек Нобелевского лауреата 2001 г. Роналда Коуза. Трансакционные издержки — это издержки, которые несет общество при выборе организационных форм существования экономики, поиске оптимальных масштабов и типов предпринимательских фирм. Они не всегда видны стороннему наблюдателю, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры трансакционных издержек нередко способны превысить экономический эффект предпринимательства. Государственное вмешательство в экономику, функции регулирования также сопряжены с высокими трансакционными издержками, хотя ранее считалось, что оно обходится обществу почти «даром». Координация экономики из единого центра является исключительно дорогостоящим процессом, и цена этой координации возрастает по мере роста масштабов экономики как объекта координации. В ряде случаев, по мнению Коуза, цена государственного регулирования экономики настолько высока, что оказывается нецелесообразной сама идея, решать экономические задачи из единого центра.

Ом считает, что в будущих экономических системах право на существование могут получить лишь такие организационные формы, которые по уровню трансакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Сопоставление результатов с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба. Сравнительная оценка трансакционных издержек позволила бы искать способы их сокращения.

Экономические функции государства, в том числе при анализе конкурентного рыночного ценообразования по законам спроса и предложения, будут рассмотрены ниже.



Васильева Е.В. Экономическая теория | Душенькина Е.А. Экономическая теория