Формы государственного управления. Административно-правовые акты
12.1. Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
Форма государственного управления - внешнее выражение
деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее
определенные последствия.
Общие черты форм государственного управления: - являются способом внешнего выражения деятельности органов
государственного управления и их должностных лиц;
- зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных
лиц;
- оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
- обусловлены реализацией задач и функций
субъектов государственного управления в рамках их компетенций;
- требуют юридической регламентации в большинстве случаев;
- выбор форм управленческой
деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности;
- влекут за собой определенные последствия.
В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые
(влекут наступление последствий неюридического характера).
По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически
значимые формы управленческой деятельности.
По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной
власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления,
по поддержанию его в работоспособном состоянии).
По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в
письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы
управленческой деятельности.
12.2. Правотворчество и правоприменение
Правотворчество –
деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых
норм. Правотворчество отвечает принципам демократизма, законности, научности, своевременности, профессионализма, плановости.
Стадии
правотворческой деятельности: - решение субъекта правотворческой деятельности о необходимости разработки проекта нормативного правового
акта;
- подготовка проекта нормативного правового акта, предварительное обсуждение, доработка;
- обсуждение проекта нормативного правового акта в
правотворческом органе;
- принятие или утверждение проекта нормативного правового акта;
- опубликование (доведение до адресатов) принятого нормативного
правового акта.
Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по
разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов.
Стадии правоприменительной деятельности: - установление и
анализ фактических обстоятельств управленческого дела (определение круга юридических значимых фактов, сбор и процессуальное оформление добытых фактов
(доказательств), исследование полученных фактов, установление их допустимости и истинности);
- юридическая квалификация управленческой деятельности (выбор
юридической нормы, проверка действенности нормы, толкование нормы);
- разрешение дела по существу, принятие индивидуального акта (подготовка дела к
рассмотрению, непосредственное рассмотрение дела, вынесение акта применения, доведение принятого решения до адресатов);
- пересмотр дела (факультативная
стадия, в рамках которой акт правоприменения может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором);
- исполнение принятого решения
(воплощение решения, содержащегося в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).
12.3. Административный договор: понятие, признаки, виды
Административный договор – это основанное на нормах
административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из
которых является орган государственного управления либо его законный представитель.
Признаки административного договора: - является
разновидностью правового договора;
- основывается на нормах административного права;
- его правовая база содержится в Конституции и действующем
законодательстве;
- заключается между двумя и большим числом субъектов;
- одним из его участников выступает орган государственного управления либо его
законный представитель;
- является результатом взаимного согласования мнений его участников;
- рассчитан на определенный срок действия;
- заключается в
соответствии с установленной процедурой;
- не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его
участников;
- несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;
- целью является реализация публично-правовых интересов его
участников;
- обеспечивается при помощи системы правовых средств.
По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о
компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению
объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о
совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам
(коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о
совместной деятельности и т. д.). Исходя из
юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе
административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.
По
характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к
другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.
По целенаправленности
административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные
управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.
В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами
управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и
негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.
В
зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.
12.4. Неправовые формы
государственного управления
К
неправовым формам государственного управления относятся организационные действия и материально-технические
операции.
Организационные действия - совокупность действий, выполняемых субъектами государственного управления по организационному обеспечению
собственной деятельности. К ним относят проведение совещаний, семинаров, круглых столов, распространение передового опыта, разработку прогнозов, программ,
организацию взаимодействия, координацию действий, инструктирование, проведение проверок, контроль за деятельностью, исполнение, инспектирование объектов и
др.
Материально-технические операции - разновидность внешнего проявления управленческой деятельности, не влекущей юридических последствий,
направленная на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий в сфере управления. Выделяют такие
виды материально-технических
операций, как регистрация (учет) документов, статистический учет, оформление документов, разработка документов, обработка информации, стенографирование,
ведение делопроизводства, составление справок и отчетов и др.
12.5. Понятие, основные черты и виды правовых
актов управления
Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление
органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение,
изменение и прекращение административно-правовых отношений.
Основные черты правового акта управления: - является разновидностью юридического
акта;
- представляет собой юридический вариант управленческого решения;
- носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах
субъектов РФ;
- исходит от компетентного субъекта государственного управления;
- является результатом одностороннего юридического
волеизъявления;
- определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;
- применяется в
определенном процессуальном порядке;
- издается, как правило, в форме документа;
- имеет определенную структуру;
- обеспечивается системой правовых
средств;
- несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.
По юридическим свойствам выделяют
нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат
разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение
конкретного управленческого дела).
По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно
-индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными;
по сроку действия - бессрочными, срочными и временными;
по территории действия -
действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории
субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).
По органу, издавшему
акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ,
акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений;
по характеру
компетенции - общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.
По наименованиям правовые акты
бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.;
по функциональной роли
- плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.
В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами
простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.
По степени
сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.
12.6. Действие правового
акта управления
Правовой акт управления
вступает в силу: - с момента принятия;
- по истечении семи дней после дня первого
опубликования;
- со дня подписания;
- со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный
характер);
- с наступлением срока, указанного в акте.
Правовой акт управления может
утрачивать силу: - в случае отмены в установленном
порядке;
- в случае признания недействительным;
- вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;
- в случае
окончания срока, на который был принят акт;
- вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом
субъективных прав.
12.7. Государственная регистрация нормативных правовых актов
Государственная
регистрация нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке: - для регистрации нормативных правовых актов необходимо основание –
наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
- документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;
- срок
государственной регистрации – семь дней со дня получения;
- составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию;
- утверждается
заключение, присваивается регистрационный номер.
12.8. Юридическое значение правовых актов управления
Правовые акты управления имеют следующее
юридическое значение: - выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов
государственного управления;
- устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
- устанавливают правовой статус субъектов административного
права;
- выступают в качестве юридических фактов;
- служат основанием для издания других актов управления;
- служат основанием для возбуждения
гражданского судопроизводства и уголовного дела;
- являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
- могут быть условием действенности
других актов.
12.9. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов
управления
Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.
Целесообразность правового акта управления
– полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации. Для достижения
целесообразности учитываются следующие факторы: - состояние системы управления;
- ранее принятые акты;
- возможные варианты решения
проблемы;
- интересы участников управленческих отношений;
- права и свободы человека;
- научно-правотворческие рекомендации.
Законность правового
акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству. Чтобы отвечать данному требованию,
акт: - должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
- соответствовать закону по существу;
- соответствовать цели
закона;
- приниматься в установленном процессуальном порядке;
- не противоречить правовым актам большей юридической силы;
- иметь соответствующую форму
(акт-документ);
- в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.
Технические
требования, предъявляемые к правовому акту управления: - лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для
адресатов);
- грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
- акт должен быть своевременно доведен до
адресатов;
- иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
- своевременно сдаваться на хранение.
При несоблюдении требований,
предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.
Ничтожный правовой акт - правовой акт, который вследствие
допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению. Правовые акты
признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания
(заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.
Оспоримый правовой акт - правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован
прокурором. Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд
или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).
Приостановление действия (исполнения) правовых актов
управления: - не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
- не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его
законности;
- в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.
Президент РФ вправе
приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным
обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан. Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в
пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик. Органы законодательной власти
субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих
законодательству. Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий
до рассмотрения протеста. Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее
рассмотрения.
Бахрах Д.Н. Административное право | Звоненко Д.П. Административное право | Костькова О.В. Административное право | Кушнир И.В. Административное право | Макарейко Н.В. Административное право
|