Каталог статей

Митрохина Ю.П., Михайленко А. Р.

Интернет-блоги, как инструмент политического паблик рилейшнз

Важное место в организации любой избирательной кампании играет формирование общественного мнения. Во многом это достигается с помощью различных пиар-технологий. В течение долгого времени политический PR в Интернете воспринимался как факультативный инструмент, поскольку и аудитория меньше, и средства коммуникации имеют меньше возможностей по сравнению с традиционными инструментами политического PR. И вместе с тем за последние годы аудитория пользователей Интернета стремительно выросла. Конечно же, этот канал уже можно и нужно использовать для политического PR – того самого инструмента, который позволяет при минимуме затрат получить "долгоиграющий" эффект, превосходящий, зачастую, эффект от политической рекламы.

В Украине  использование  интернет-блогов в качестве инструмента политическо  PR начинает активно развиваться.  Блоггерами среди политиков нашей страны являются Ю. Тимошенко, М. Бродский, Л. Оробец,  С. Тигипко, А. Яценюк, О. Тягнибок, Д. Корчинський, А. Близнюк и др. Однако, активными среди них являются единицы.

Целью статьи является анализ практических аспектов использования блогов в качестве инструмента политических PR, выявление преимуществ и недостатков использования Интернет- блогов в политических PR-кампаниях.

Блоги и блоггинг – это новая сфера применения политических PR-технологий и развивается она достаточно быстрыми темпами. Людей, ведущих блоги и читающих их, можно назвать самыми прогрессивными пользователями Интернета. Такая аудитория не ограничивается только тем, что ей предлагают, она может искать, принимать, обсуждать новые решения в совместном общении. Умение работать с такими людьми, Интернет-сообществами, становится все важнее, поскольку все больше людей перемещаются в глобальную сеть и уже там организуют свои коммуникации. Пока блоги не стали повседневным явлением в нашей стране у политических сил есть реальный шанс стать первооткрывателями в этой сфере, придумать новые формы подачи информации и общения с электоратом.

Успешность политических блогов определяется следующими особенностями. Во-первых, это оперативность информации. Политтехнологам больше не надо ждать, пока их новость пройдет редакторскую правку и надеяться на то, что она будет помещена в очередном номере – достаточно поместить ее в собственном дневнике, как о ней тут же узнают сначала его собственные подписчики, а затем их друзья, и так далее. Социальные связи в сети настолько тесны, что о событии, произошедшем пять-десять минут назад уже сейчас могут узнать люди, живущие на другом полушарии. Для этого им не придется включать телевизор или открывать газету – обо всем расскажут друзья.

Во-вторых, свой собственный журнал может открыть абсолютно любой человек, обладающий своим мнением по поводу происходящего. Калька «журнал» с английского “journal” перестает быть ошибкой и становится реальностью. Мнения различных людей здесь гораздо чаще оказываются диаметрально противоположными друг другу, чем это происходит в традиционных СМИ. Из столкновения мнений, в свою очередь, каждый волен вынести то, что сам считает верным.

В-третьих, популярности дневников в качестве средства массовой информации способствует его доступность. Мнение, высказанное в блоге, не ограничивается тиражом газеты, размером полосы или хронометражем телевизионного сюжета. Интернет не накладывает ограничений на содержание и формат того, что вы хотите сказать.

Политическая функция блога может проявляться по-разному:

– как постоянно отражающая политическую позицию автора, где помещаются тезисы (статьи) с оценкой текущей политической ситуации и перспектив ее развития;

– как ответная реакция политически неактивного индивида на особо затронувшие его высказывания в других блогах (диалоговая модель);

– как ресурс, позволяющий выразить политическую солидарность [3].

Однако можно выделить и некоторые недостатки Интернет-блога как инструмента политических PR: внешние коммуникации политика не проходят цензуру; реакция сообщества, созданного вокруг блога, неконтролируема и непредсказуема; ведение блога требует от политтехнологов определенного литературного таланта; грамотно ориентироваться в стиле подачи информации блога могут только люди, знакомые с этим специфическим форматом.

Таким образом, прямое непосредственное общение политиков – основа набирающей популярность идеологии «политического блоггинга». Простой формат личных интернет-заметок становится настолько влиятельным, что заставляет политические структуры менять отношение к Интернет-коммуникациям и PR.

Литература:

1. Давыдов А. Социология изучает блогосферу / А. Давыдов // Социологические исследования. — 2008. — № 11. — С. 92–101.

2. Костерина И. Публичность приватных дневников: об идентичности в блогах Рунета / И. Костерина // Неприкосновенный запас. — 2008. — № 3. — С. 53–59.

3. Павлютенкова М. Интернет-диалог как новая форма политического участия граждан. [Электронный ресурс] / М. Павлютенкова. — Режим доступа: http//: www.viperson.ru

4. Соколов М. Онлайновый дневник, теории виртуальной идентичности и режимы раскрытия персональной информации / М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. статей. — СПб.: С.-Петербургский университет, 2006. — С. 11–15.