Каталог статей

Федорова А.А., Танцура О.В.

Правовое регулирование рекламной деятельности: актуальность проблемы

В развивающемся правовом государстве Украина в существующих нормативно – правовых актах существуют некоторые несогласованности, положения, которые могут быть по – разному цитированы и требуют уточнения. Определенные нововведения позволят облегчить понимание Законов лицам, занимающимся хозяйственной деятельностью и контролирующим органам.

Закон Украины «О рекламе» определяет принципы рекламной деятельности в Украине, регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения и потребления рекламы[1].

Поэтому актуальным является рассмотрение изменений и дополнений к данному нормативно – правовому акту.

Главным направлением введенных изменений в Закон Украины «О рекламе» от 18 марта 2008 года №145 является регулирование рекламы сигаретных изделий и алкогольных напитков. С 1 января 2009 г. запрещается реклама табака и алкоголя в наружной рекламе по всей территории Украины[1].

В 2008г. данное изменение распространялось лишь на населенные пункты[3].

Также запрещается реклама табака и алкоголя при помощи мероприятий рекламного характера (кроме специальных выставочных мероприятий алкогольных напитков).

С 1 января 2010 года в печатных СМИ, а именно: «на первых и последних страницах газет, на обложках журналов и других изданий, всех изданиях для детей и юношества, на страницах для детей и юношества всех печатных изданий, кроме специализированных изданий, запретили рекламу алкоголя и табака»[1].

Этот запрет очевиден, но, тем не менее, не является лишним в тексте Закона. Также запрещается размещать рекламу о табаке и алкоголе на радио и телевидении с 6 до 23 часов. Вводится запрет на «изображение популярных лиц или наличие прямого или опосредованного одобрения ими курения и  употребления алкоголя в рекламе табачных изделий, алкогольных напитков, пива и/или напитков, изготовляемых на его основе, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются». Дополнительные требования Верховная Рада предъявила к тексту предупреждения о вреде табачных изделий и алкогольных напитков, которое в обязательном порядке должно содержаться в рекламе данных видов товара[1].

«Текст предупреждения во внешней рекламе и рекламе в печатных СМИ должен быть черным, а цвет фона предупреждения – белым». Он размещается горизонтально, внизу рекламного изображения[4].

«С 1 января 2009г. запрещается проводить любую информацию рекламного характера, представляемую в виде диктаторского текста и/или звукового сопровождения в теле-, радиопередачах и других средствах массовой информации», зрелищных и других мероприятиях о спонсоре или его товаре, кроме имени или наименования и знака для товаров и услуг спонсора. Размещать изображение физического лица или использовать его имя в рекламе можно только после письменного согласия данного лица[1]. Ранее, Закон обязывал получить согласие физического лица, но не содержал указание на то, в каком виде должно быть предоставлено данное разрешение. Поэтому физическому лицу было проблематично доказать то, что разрешение предоставлено не было.

Что касается рекламных сообщений об акциях, лотереях и т.д., необходимо по-прежнему указывать место и сроки проведения, но можно не приводить условия, необходимо лишь указать источник, в котором можно найти все условия участия в полном объеме[2].

Также провайдерам программных услуг запрещается размещать рекламу в зарубежных программах, что очень выгодно национальному производителю.

Отменены требования о размещении в рекламе лекарственных средств, медицинской техники и различных методов лечения полного фармакологического названия, названия производителя и общих предостережений по применению. Необходимо лишь указывать на необходимость консультации с доктором перед их употреблением.

Существенным изменениям был подвергнут 1 Раздел Закона: «Общие положения», где были добавлены определения таких терминов, как внутренняя реклама, мероприятия рекламного характера, специальные выставочные мероприятия, вывеска. Также депутаты Верховной Рады уточнили некоторые моменты относительно информации, которая не является рекламой и понятие социальной рекламы[4].

Закон № 145 устранил некоторые неточности в Законе о рекламе, кроме того, в данный Закон были внесены дополнения, которые значительно облегчают деятельность некоторых субъектов хозяйствования. Существенные ограничения коснулись лиц, заинтересованных в рекламе алкогольных напитков и табачных изделий[4].

Изменения позволят регулировать внутреннюю рекламу, проведение специальных выставочных мероприятий, уточняет понятие термина «мероприятие рекламного характера». Все это позволит более однозначно трактовать данный Закон и усовершенствовать действующее законодательство о рекламе.

Литература

1. Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 года № 270/96 – ВР с изменениями и дополнениями, внесенными от 18 марта 2008 года №145

2. Изменения к Закону Украины «О рекламе» приняты. Что дальше?//Маркетинг и реклама. – 2008, - №5(141), с. 54-55.

3. [сылка более недоступна}

4. [сылка более недоступна}