Каталог статей

Рыбаков Р.А.

Современный маркетинг в инфраструктуре туризма и спорта

На современном этапе развития общества туризм и спорт стали важнейшими отраслями экономики многих стран. В развитие туристской и спортивной инфраструктуры вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы.

Согласно данным Всемирного совета по туризму, число рабочих мест в туризме в РФ за прошедший год составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее высокодоходных динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. За последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 14%. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.

Прогноз показывает, что в 2010 г. число международных туристских прибытий должно превысить 1,0 млрд. чел., а к  2020г. – составить 1,56 млрд. чел.[1]

 При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Туристская инфраструктура России насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной маркетинговой политики в сфере туризма.

Необходимо отметить, что 12 мая 2008г. в России было образовано новое министерство - спорта, туризма и молодежной политики, которое возглавил Виталий Мутко, глава Российского футбольного союза (РФС). Таким образом, спорт и туризм объединились в одном ведомстве.

В настоящее время постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые модели управления спортом и туризмом и их финансирования. Вместе с тем, усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации спорта и туризма с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств с другой, свидетельствуют о том, что данные отрасли должны научиться самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Многим организация, как зарубежным, так и отечественным пока еще не хватает знаний и убеждений в том, что сегодня без ориентированных на рынок действий невозможно успешно работать, в том числе в спорте и туризме. Следует, однако, отметить, что с годами традиционные маркетинговые стратегии не всегда оказываются выигрышными, необходима их адаптация к изменившимся внешним условиям, точнее: индивидуализация маркетинговой деятельности.

Очевидно, что сегодня туризм и спорт не может эффективно функционировать без развитой материально-технической базы, т.е. инфраструктуры. При этом, современный этап развития спорта и туризма в мировом масштабе диктует  необходимость ее постоянного совершенствования и модернизации, путем внедрения инноваций.

Функциями данной инфраструктуры являются: обеспечение передвижения, проживания, питания туристов, спортсменов и болельщиков, удовлетворение их культурных, коммунальных, коммуникационных и других потребностей. Для выполнения указанных функций предусматривается совокупность предприятий и учреждений, представляющая собой инфраструктуру туризма и спорта в стране, в регионе.

 В туристскую инфраструктуру входят:

ü турагентства;                                                                 

ü гостиницы;                                                                    

ü туристические базы;                                                    

ü пансионаты;                                                                   

ü транспорт;                                                                                                                                                         

ü общественное питание;

ü предприятия торговли;

ü комунально-бытовые предприятия;

ü культурно-зрелищные учреждения;

ü отделения связи;

ü финансовые учреждения

Спортивная инфраструктура представляет собой:

ü  сооружения для проведение соревнований  (стадионы, арены и т.д.);                                                               

ü  вспомогательные сооружения (раздевалки, душевые, судейские);                                                                      

ü  сооружения для зрителей;

ü  технические помещения для эксплуатации  инженерных устройств;

ü  трансформирующиеся сооружения;

ü специализированные образовательные учреждения (профильные ВУЗы, учебно-тренировочные центры, научно-исследовательские лаборатории).

Следует отметить важность комплексного развития туристской и спортивной инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых объектов для размещения туристов и сооружений для занятия спортом, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания,  индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Так размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как  параметры туристского спроса  по видам туризма, так и характер туристского предложения -  наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

В преддверии грандиозного события (XXII Зимние Олимпийские Игры «Сочи-2014») актуальность выбранной проблемы для нашей страны невозможно приуменьшить.

Зимняя олимпиада, которая впервые пройдет на территории России должна показать весь потенциал страны, безусловным является то, что проведение Олимпиады - это предмет национального престижа.

Государственная поддержка развития туристской и спортивной инфраструктуры должна осуществляться прежде всего в рамках федеральных целевых программ. «Игры должны пройти на самом высоком уровне», - заявил председатель наблюдательного совета "Сочи-2014" и заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков.[2]

Для  этого  Государственной Думой РФ был принят федеральный закон "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В данном законе указывается, что созданный Правительством РФ Организационный комитет Олимпиады обеспечивает финансирование мероприятий по организации и проведению Олимпийских игр и Паралимпийских игр, включая образовательные, культурные и рекламные мероприятия, непосредственно связанные с проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также финансирование строительства временных и иных объектов, используемых при проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр.[3]

Кроме того, на вооружение был взят неоценимый опыт пекинской Олимпиады с целью интеграции эффективных решений в работу функциональных направлений Оргкомитета "Сочи-2014".

Благодаря успехам последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – в 2014 году резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. Всемирную получили известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

В свою очередь, Президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что все строящиеся олимпийские объекты (олимпийская инфраструктура) в последующем после проведения Игр должны работать как центры развития массового спорта.

Вице-президент по стратегическому развитию Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи Дмитрий Мосин, сообщил, что после Олимпиады 2014 года спортивные объекты, построенные в Сочи, будут служить развитию туризма. После игр олимпийский стадион станет футбольным центром, большая и малая хоккейные арены – музыкально-спортивными комплексами, олимпийская деревня - четырехзвездочным отелем, конькобежный центр и арену для фигурного катания отдадут под выставочные площади. Что касается горной зоны, то после Олимпиады там появятся горнолыжные курорты. Будет обновлена и инфраструктура города. Планируется наладить железнодорожное сообщение с аэропортом Адлера и курортом Красная Поляна. Также задумано строительство ряда четырех- и пятизвездочных гостиниц, которое будет осуществляться за счет частных инвесторов. Сейчас в Сочи большинство гостиниц имеют категории две или три звезды.

Все это потребует значительных затрат: в транспортную инфраструктуру планируется вложить 3,3 миллиарда евро, в энергетику и энергоснабжение – 1,5 миллиарда евро. В инфраструктуру связи инвестируют 427 миллионов евро, за счет которых будет, в частности, налажена стабильная сотовая связь не только на побережье, но и в горах. Благодаря всему этому Сочи станет круглогодичным курортом. По оценке экспертов, к 2015 году в город будут приезжать около 8 миллионов туристов в год, что в два раза больше, чем сейчас. [4]

По словам вице-премьера РФ Дмитрия Козака, Сочи после проведения Олимпийских игр в 2014 году должен войти в список двухсот самых комфортных для проживания городов мира, куда пока не входит ни один российский город.[5]

С уверенностью можно утверждать, что реализация Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» должна обеспечить проведение XXII Олимпийских игр  в г. Сочи на высшем уровне и способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию в целом.

Таким образом, «Олимпийская инфраструктура» представляющая собой своеобразный синтез туристской и спортивной инфраструктуры, позволит увеличить туристический поток в регион, а следовательно и привлечь дополнительные финансовые потоки на долгосрочную перспективу.

      

Литература:

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации  на период до 2015 года. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2008.

2. Информационные портал «РИА новости» /

 Оргкомитету "Сочи-2014" удалось заложить хороший фундамент.- [Электронный ресурс].  - Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

4. Информационный строительный портал «Strol.ru» / Олимпийская инфраструктура Сочи будет служить туризму.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

5. Информационные портал «РИА новости»- [Электронный ресурс] - Режим доступа: [сылка более недоступна}