Каталог статей |
Остапенко C.В., Салахутдинов А.Р. Коммуникации в инновационном менеджментеВысокие риск и неопределенность предъявляют к инновационному менеджеру особые требования. В инновационном процессе слишком много полей неизвестности и факторов нестабильности и риска. Поэтому базовые обеспечивающие механизмы должны не создавать проблем хотя бы на этом поле.Одним из таких базовых обеспечивающих механизмов в инновационном процессе, безусловно, являются коммуникации фирмы. Обычно подразделяют коммуникации на внутренние и внешние коммуникации. От успеха коммуникаций зависит не только базовая, обеспечивающая часть проекта, общая для любого бизнеса, но и творческий поиск на переднем крае, в сферах неизвестного. Собственно, именно этот поиск и составляет суть инноватики, ее отличие от других видов предпринимательства. Поэтому, коммуникации в инновационном процессе можно также разделить на обеспечивающие (типовые для любых бизнес-структур) и инновационные коммуникации, сутью которых является поиск инновационных решений, их презентация (продажа) и внедрение.[1,2] Сопоставив внешние и внутренние коммуникации проекта, а также обеспечивающие и инновационные коммуникации проекта, можно выделить четыре основных типа коммуникаций в инновационном процессе: 1) внутренние обеспечивающие коммуникации проекта - команды и обратная связь; распределение входящих потоков внутри фирмы; документооборот; архивы; неформальные коммуникации. 2) внешние обеспечивающие коммуникации проекта - внешний документооборот; контакты и контракты с клиентами; глобальный научный поиск; репутация и продвижение. 3) внутренние инновационные коммуникации проекта - постановка задач поиска; соорганизация коллектива; поиск, обработка и накопление информации; разработка инновационных решений 4) внешние инновационные коммуникации проекта - внешние знания и технологии; апробация инновационных решений в науке; патентование; презентация, продвижение и продажа.[2] С точки зрения организации различных типов коммуникации важными являются факторы нормы и творчества. В обычных обеспечивающих коммуникациях внутри фирмы главенствует представление о норме. В самом деле, вся внутренняя документация, все внутренние коммуникативные процессы должны быть стандартны, понятны, освоены. В этом залог их эффективности. Внешние обеспечивающие коммуникации, связанные с позиционированием фирмы (инновационной группы) во внешней среде, наряду с отработкой известных стандартов обязательно должно присутствовать и творчество, так как речь идет о конкурентном продвижении фирмы (бренда, группы). Внутренние инновационные коммуникации более всего определяются творческим потенциалом группы. Здесь стандарт, норма занимают подчиненное положение – они должны способствовать творческому процессу, который должен привести к кульминации проекта. По сути, ради этой творческой кульминации делается и все до, и все после нее в инновационном проекте.[3] Коммуникации в инновационном менеджменте отражают непрерывный процесс обмена информацией между участниками инноваций. Рабочая процедура коммуникационного процесса включает, как правило, четыре последовательных этапа: подготовку информации, выбор коммуникационного канала, передачу информации и контроль реакции. Подготовка информации включает генерирование идеи коммуникации, ее цели, оценку возможных последствий, определение состава коммуникантов и выбор времени осуществления коммуникации. Выбор коммуникационного канала означает тщательную подготовку процедуры передачи информации, т. е. определение способа и формы обмена информацией, подбор технических средств, кодирование информации, способы ее дублирования. Следует помнить, что коммуникационный канал в инновационном менеджменте — это не просто техническое средство. Это элемент, несущий значительную психологическую нагрузку. Передача информации означает осуществление в установленный срок продуманного и подготовленного мероприятия по обмену информацией. Этот этап составляет часть целостного коммуникационного процесса. Завершающим этапом коммуникационного процесса является контроль реакции коммуникантов на полученную информацию путем сопоставления ожидаемых и фактических результатов. При оценке результатов следует учитывать возможное негативное влияние различных факторов: наличие информационных шумов, искажающих смысл сообщения, возникновение вербальных и невербальных помех при обмене, использование несоответствующей информационной технологии и пр.[4]
Список использованной литературы: 1. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др. / Под ред. проф. С.Д. Ильенковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 2. Морозов Ю.П., Гаврилов Л.И., Городнов Л.Т. Инновационный менеджмент.Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 3. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. Учебник /Под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э./ - 2–е изд, перераб. и доп. М.:Экономика, 2006 – 518 с. 4. Теория коммуникации: Г. Г. Почепцов — Санкт-Петербург, Рефл-бук, Ваклер, 2006 г.- 656 с. |