Каталог статей |
Багрянцев А.Н. Эволюция развития корпоративного управления в банковской сфереИнтерес исследователей к проблеме отделения собственности от контроля и практике корпоративного управления в банках стал развиваться в конце 1970-х — начале 1980-х гг.Основополагающими международными документами по корпоративному управлению являются: 1.
Принципы корпоративного управления, провозглашенные Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР – OECD) в 1999г.;
Принципы корпоративного управления ОЭСР были приняты 21 июня 1999 г., а уже в сентябре Базельским комитетом по банковскому надзору было подготовлено Руководство по надзору, в котором раскрываются подходы к построению системы надлежащего корпоративного управления и декларируются требования органов банковского надзора к его обеспечению применительно к кредитным организациям. Руководству по надзору предшествовали: – Принципы управления процентным риском (сентябрь
1997г.); В этих базельских документах указывается, что надлежащее корпоративное управление предполагает наличие в каждой кредитной организации: – корпоративных ценностей, кодекса поведения и других
стандартов надлежащего поведения, а также систем, используемых для обеспечения
их соблюдения; Во введении к Рекомендациям Базельского комитета отмечается, что «органы банковского надзора крайне заинтересованы в обеспечении эффективного корпоративного управления в каждом коммерческом банке». Рекомендации Базельского комитета содержат, кроме вышеупомянутого введения, следующие разделы. Корпоративное управление в банке (здесь раскрывается сущность корпоративного управления, подчеркивается значение банков для национальной экономики, выделяются аспекты банковской деятельности, связанные с корпоративным управлением, структурируются формы контроля, которые должны быть инкорпорированы в организационную структуру любого банка). Практика надлежащего корпоративного управления: 1. Определение стратегических задач и круга
корпоративных ценностей банка; Обеспечение благоприятной среды для надлежащего корпоративного управления (Базельский комитет исходит из того, что основная ответственность за надлежащее корпоративное управление лежит на советах директоров и менеджменте банков; кроме того, его внедрению способствуют правительственные органы, создающие законодательную базу, регулирующие органы (Банк России, ФСФР и др.), аудиторы и банковские ассоциации как саморегулируемые организации). Роль органов надзора (их задачи и предъявляемые к банкам требования). Рекомендации Базельского комитета отражают принципы лучшей практики корпоративного управления в банках, так как они основаны на опыте органов банковского надзора разных стран, содержат описание ряда проблемных ситуаций в сфере корпоративного управления и подходов, позволяющих избежать их возникновения. Рекомендации Базельского комитета стали первым развернутым документом, содержащим методологические и практические аспекты построения систем корпоративного управления. В целях введения практики надлежащего корпоративного управления в российских коммерческих организациях Правительство РФ 26 июля 2000 г. выпустило Распоряжение № 1072-р, где указало на необходимость принятия Кодекса корпоративного управления и поручило его разработку ФКЦБ, Минэкономразвития и Минимуществу России.[4] В банковском секторе развернулась более серьезная работа по внедрению систем надлежащего корпоративного управления. Это было продиктовано Заявлением Правительства РФ и Банка России «Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии развития на среднесрочную перспективу» (в котором подчеркивалась недостаточность капитала коммерческих банков (КБ), необходимость совершенствования процедур ликвидации КБ, повышения требований к руководителям, акционерам (участникам), к финансовой отчетности и качеству корпоративного управления), а также содержанием Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации (принята Правительством РФ и Банком России 30.12.01 г.), в которой большое внимание уделялось корпоративному управлению в кредитных организациях, в том числе повышению качества корпоративного управления; развитию и повышению роли внутреннего контроля; достижению должного уровня прозрачности системы корпоративного управления, призванной обеспечить всем категориям заинтересованных пользователей своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственности и управления. В Стратегии сформулированы: – задачи корпоративного управления и внутреннего
контроля в кредитных организациях, в том числе основные принципы управления
банковскими рисками; Еще одним важным документом, подтвердившим необходимость внедрения принципов надлежащего корпоративного управления, явились Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (подгруппа по управлению рисками) «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (они были доведены до банковского сообщества Письмом ЦБ РФ № 87-Т от 10.07.01 г.). Российский вариант Кодекса корпоративного поведения (ККП) был одобрен Правительством РФ лишь 21.11.01 г., а доведен до делового сообщества в апреле 2002 г. (Распоряжение ФКЦБ № 421/р от 04.04.02 г.). Чуть позже, 13.05.02 г., Письмом № 59-Т Банк России довел до сведения российских кредитных организаций новые рекомендации Базельского комитета о деятельности служб внутреннего аудита в КБ и принципах их взаимоотношений с надзорными органами и собственниками банка. В начале 2002 г. кредитные организации были озабочены созданием эффективных служб внутреннего контроля, а ведь это лишь один из элементов системы корпоративного управления. Позднее придет понимание того, что надо трансформировать отношения между собственниками и менеджментом, собственниками и аудиторами (внешними и внутренними), расширять состав корпоративной отчетности, формируемой в том числе для представления в ФКЦБ и другим заинтересованным лицам. Этот процесс осложнился с выходом Постановления ФКЦБ от 31.05.02 г. № 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», имевшего непосредственное отношение к кредитным организациям, функционирующим в статусе АО. «В частности, п. 3.6 Постановления содержит перечень вопросов, которые должны быть отражены в годовых отчетах КБ, организованных в форме закрытых и открытых АО: – положение КБ в отрасли (банковском секторе страны и/или
региона); Год спустя в полном соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ (п. 2 ст. 47, п. 3 ст. 52) и п. 3.6 Постановления ФКЦБ № 17/пс ФКЦБ выпустила Распоряжение от 30.04.03 г. № 03-849/р «О Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ», которыми и сегодня руководствуются акционерные КБ при подготовке своих отчетов о результатах деятельности. Банк России в Указании от 05.07.02 г. № 1176-У «О бизнес-планах кредитных организаций» в числе сведений, представляемых в составе информации, комментирующей бизнес-планы, перечислил внутренние документы, касающиеся корпоративной культуры коммерческих банков, и охарактеризовал перспективы ее развития. «В Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ в состав указанных сведений ФКЦБ было рекомендовано включать информацию о наличии в организации Кодекса корпоративного поведения и его соблюдении или о причинах несоблюдения». Кодексы корпоративного поведения в коммерческих банках стали активно принимать в 2005–2006 гг., в отличие от крупных нефинансовых корпораций, которые активизировали свои действия по принятию корпоративных кодексов еще в 2003–2004 гг. Таким образом, сегодня большинство КБ функционируют в соответствии с ККП, тем более что это не только востребовано жизнью, но и продиктовано нормативными актами ФКЦБ (ФСФР) и Банка России[7]. Сегодня качество корпоративного управления в КБ оценивается как самим банком (самооценка), так и Банком России, независимыми экспертами (в целях присвоения банку соответствующей позиции рейтинга) и аудиторами. Одним из основополагающих для формирования и функционирования в КБ системы надлежащего корпоративного управления является нормативный акт Банка России «О современных подходах и организации корпоративного управления в кредитных организациях» (Письмо от 13.09.05 г. № 119-Т). Он подготовлен в соответствии с: – принципами корпоративного управления, согласованными
странами – членами ОЭСР; В 2007 г. Банк России довел до сведения кредитных организаций Перечень вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления (Письмо от 07.02.07 г. № 11-Т). Оценку рекомендовано проводить не реже одного раза в год советом директоров (наблюдательным советом) по следующим направлениям: – распределение полномочий между органами управления; Отметим, что для скорейшего внедрения единых для всей национальной банковской системы стандартов корпоративного управления необходимы адекватные действия саморегулируемых организаций. Ассоциацией региональных банков РФ (АРБ) во исполнение решений ее XVI съезда создана рабочая группа по выработке стандартов качества банковской деятельности, в которую вошли представители ведущих российских банков, Банка России, эксперты по вопросам корпоративного управления и банковского дела, аудиторы.
Литература:
[1] Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. - М.: Изд-во «Центр «Акционер», 2001. – 192 с.
[2] Хохлов Н.В. Управление риском. – М: Юнити – Дана, 2005. – 112 с.
[3] Герчикова А.Н. Основы менеджмента. – М.: Юнити, 2000. – 114 с.
[4] Масютин С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы: Монография. – М.: ООО «Финстатинформ», 2003. – 280 с.
[5] Муравьев А., Савулькин Л. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий //Вопросы экономики. 1998. № 7. С. 114.
[6] Корпоративное управление в переходных экономиках. Инсайдерский контроль и роль банков. Масахико Аоки, Хьюнт Ки Ким и др.: Пер. с англ. / Под ред. В.С. Катькало, А.Н. Клепача. СПб.: Лениздат, 1997. С. 282.
[7] Цихан Т.В. Оценка качества корпоративного управления компаний // Теория и практика управления. 2007. №12.
[8]Фадейкина Н.В. Влияние правового обеспечения деятельности на качество корпоративного управления в кредитных организациях // Сибирская финансовая школа. 2004. №3. |