Каталог статей |
Рыжова Валентина Сергеевна Экономический анализ в условиях кризиса на предприятииВ жизнедеятельности любого предприятия существует вероятность проявления кризисных явлений, избежать которых во многих случаях невозможно, но можно уменьшить их остроту, учитывая функциональные возможности данного предприятия, а также своевременно обнаружить появление кризисных симптомов. В этих условиях ведущая роль в обеспечении антикризисного управления принадлежит системе технико-экономического анализа, который выступает инструментом как выявления и оценки кризисных явлений, так и обоснования антикризисной программы и ее ресурсного обеспечения.Данный вопрос рассматривался в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как Мных Е.В., Лигоненко Л.О., Попов Е.В., Воронкова А.Е., Малявина А.В., Ансофф И. Однако данными авторами не была изучена модель аналитического обеспечения антикризисного управления на предприятии. Поэтому целью написания данной статьи является более полное раскрытие составляющих указанной модели и их влияние на антикризисное управление предприятием Антикризисное управление – система менеджмента, которая способна предупреждать или смягчать кризисы и поддерживать функционирование предприятия в режиме выживания в данное время и выводить его из кризисного состояния с минимальными потерями. Модель аналитического обеспечения антикризисного управления на предприятии приведена на рис.1
Рис. 1. Модель аналитического обеспечения антикризисного управления на предприятии
Анализ вероятности проявления кризисных явлений осуществляется на основе дедуктивного подхода – от оценки обобщающих критериев определения вероятности банкротства (критерий Альтмана, критерий Бивера, индекс Тишоу) к комплексному экономическому анализу эффективности производственно-финансовой деятельности предприятия. При этом используется система обобщающих и частичных показателей, которые анализируются с использованием методов возможных оценок (методы чувствительности, критических значений, экспертных оценок, аналитического графа). Анализ причин, обуславливающих возникновение кризиса, предусматривает выделение факторов внешнего и внутреннего влияния. Факторы внешнего влияния (экзогенные) обусловлены состоянием внешней среды предприятия. Они делятся на экономические, социальные, технические, экологические, политические. Факторы внутреннего влияния (эндогенные) в наибольшей мере обусловлены некачественным производственно-финансовым менеджментом и проблемами ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности. Анализ потерь по ожидаемым или фактическим последствиям разворачивания кризиса предусматривает: 1. оценку потери стоимости предприятия в целом и его отдельных объектов. 2. определение суммы обязательств предприятия. 3. оценку ожидаемых финансовых последствий возникновения кризисной ситуации Анализ ресурсных возможностей предупреждения или преодоления кризиса предусматривает диагностику движущих сил, которые целесообразно использовать для противодействия или выхода из кризиса. Анализ потенциала противодействия банкротству и послекризисного выживания предприятия предусматривает выявление, расчет и оценку его способности к нормализации состояния хозяйственной системы, восстановление конкурентоспособности предприятия и обеспечение эффективности хозяйствования. Учитывая состояние неопределенности рыночной среды и предусмотренные отклонения в динамике денежных потоков при анализе ожидаемого денежного потока используют следующие методы: - метод гибких бюджетов, - метод вероятностного бюджета, - метод моделирования бюджетов. Таким образом, можно сказать, что создание аналитического обеспечения антикризисного управления не является одномоментным актом, а составляет основу комплексного экономического анализа деятельности предприятия во всех временных и пространственных формах. В методологическом и организационном аспектах анализ в системе антикризисного управления осуществляется в двух плоскостях: при выявлении и оценке угрозы финансового кризиса и при обосновании проекта преодоления и выхода из кризиса. Такой анализ охватывает широкий спектр программ технико-экономического, социально-экологического, маркетингового и других планов жизнедеятельности предприятия.
|