главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кузьменков В.В., Мелащенко Е.В. Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, Республика Беларусь Использование показателей прибыли и товарооборота общественного питания при оценке эффективности деятельности потребительской кооперации Республики БеларусьВ настоящее время в деятельности любой организации широко применяется система показателей эффективности. Она позволяет оперативно провести диагностику состояния организации и выявить факторы, оказавшие положительное или отрицательное влияние на конечные финансовые результаты. Это позволяет принимать обоснованные экономические решения при управлении ресурсным потенциалом в целях повышения конкурентоспособности организации. Правомерность использования в качестве основного показателя эффекта товарооборота не вызывает сомнения. Вместе с тем, на наш взгляд, на сегодняшний день данное положение несколько утратило свою актуальность. Использование показателя товарооборота в качестве эффекта будет более оправданным при определении социальной эффективности. В настоящее время в качестве показателя эффекта при определении экономической эффективности следует использовать показатель прибыли. Это обусловлено тем, что прибыль в условиях рынка является конечной целью деятельности и основным источником развития организации. Необходимая сумма прибыли позволяет решать задачи в области экономической стабильности и развития организации, а также в области пополнения государственного бюджета. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Как видим, по сравнению с прибылью товарооборот является лишь промежуточным показателем эффекта и не носит такого важного результативного значения для организации, как прибыль. На примере общественного питания потребительской кооперации Республики Беларусь покажем важность применения именно прибыли в качестве основного показателя эффекта, а не товарооборота. Для этого сначала рассмотрим динамику товарооборота общественного питания и прибыли за 2010 год (таблица 1). Таблица 1 – Прибыль и товарооборот общественного питания потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010 год
Как показывают данные таблицы 1, в 2010 году рост товарооборота, как в действующих, так и в сопоставимых ценах наблюдался по всем облпотребсоюзам. В целом по Белкоопсоюзу прирост товарооборота в сопоставимых ценах составил 8,1 %, что расценивается положительно. Следовало бы предположить, что рост объемного показателя должен привести к росту прибыли. Однако наблюдается абсолютно противоположная ситуация. В 2010 году прибыль значительно снизилась по сравнению с 2009 годом (в целом по Белкоопсоюзу на 2561 млн р. при снижении рентабельности на 0,41 %). Такая ситуация даст разноплановые значения при определении эффективности деятельности организаций исходя из товарооборота общественного питания и исходя из прибыли. Рассмотрим это на примере эффективности использования посадочных мест в разрезе облпотребсоюзов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Показатели эффективности использования посадочных мест по облпотребсоюзам Республики Беларусь за 2010 год Как видим, если в качестве показателя эффекта использовать товарооборот, то наиболее эффективно работающим мы бы назвали Витебский облпотребсоюз (6,8 млн р. товарооборота на 1 посадочное место), а наименьшая эффективность в Гомельском ОПС (3,2 млн р. на 1 посадочное место). В то же время наибольшая сумма прибыли на одно посадочное место была получена в Могилевском ОПС (14,7 тыс.р. на одно посадочное место), а наименьшая – в Брестском ОПС (8,7 тыс.р. убытка на одно посадочное место). В том же Витебском ОПС была получена 1 тыс.р. прибыли на одно посадочное место, хотя по показателю товарооборота на одно посадочное место мы назвали его самым эффективным. Это доказывает правомерность нашего утверждения о том, что в условиях рыночной экономики оценивать эффективность деятельности организаций необходимо с точки зрения прибыльности. Литература: 1. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010 год. – Минск: Белкоопсоюз, 2011. – 72 с. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||