Каталог статей |
Шейхов М.Ш. Переселение аварцев в ТурциюВ Дагестане сопротивление горцев не прекращалось и после пленения Шамиля. Восстания происходили беспрерывно одно за другим. В 1861 году вслед за Каракул Магомой, Гази Магома двоюродный брат наиба Шамиля Кибит Магомы, пытался поднят восстание. В 1863 году вспыхнуло восстание гумбетовцев в Дагестане. В мае 1866 года повстанцы окружили с. Маджалис, где находился начальник округа князь Андроников. Семь руководителей восстания были повешены и 200 семейств отправлены в Сибирь. Широкий резонанс в горах Дагестана поучило убийство жительницей селения Батлух трех русских солдат за насилия на ней.В 1871 г. снова вспыхивает восстание в Ункратлинском наибстве. Тысячи дагестанцев высылались во внутренние губернии России. Согласно циркуляру МВД России за № 106 от 7. 06. 1872 г. сыльно-каторжные из Дагестана отправились из Дербента до Астрахани по Каспийскому морю на пароходе общества «Кавказ и Меркурий». Из Астрахани пароходами по рекам Волга и Кама до городов Вятка, Глазов, а затем Дебесса – Оханск – Пермь. В зимние времена до открытии навигации, ссыльные задерживались в губернских тюрьмах. Маршрут этапа: Дербент – Астрахань – Саратов – Симбирск – Казань – Вятка – Глазов – Дебесса – Оханск – Пермь. Установить точное количество аварцев, высланных во внутренние регионы России, не представляется возможным. Штаб войск Дагестанской области уведомил Канцелярию Дагестанской области о том, что не может предоставить ей списки всех ссыльных в Сибирь из-за того, что «согласно статье 147 устава о ссыльных, XIV тома свода законов, все сосланные дагестанцы передавались в Ставропольское Губернское Правление для отсылки по назначению. Переселение аварцев в Турцию – это одна из плачевных страниц в истории аварского населения, так как оно являлось в значительной степени результатом жестокой колониальной политики царизма. Подавляющая часть эмигрантов поселялась в села и вовлекалась в сельскохозяйственное производство. В городах (Сивас, Токкат, Карс, Стамбул и др.) проживало всего лишь 20% всех переселенцев. Одновременно происходил процесс переселения аварцев в другие страны Ближнего Востока. Другим поводом этих «мирных» переселении и «путешествии» послужили мотивы религиозного характера, так как местных дагестанцев исповедующих ислам, царские чиновники и турецкие агенты соблазняли горцев «богатой и счастливой жизнью» в Турции. Само правительство способствовало переселению мусульман, чтобы избавиться от народов недовольных царским режимом. Так начальник Терской области 11 марта 1893 г. писал начальнику штаба Кавказского военного округа: « А так как гораздо удобнее иметь ненадежных людей вне государства, чем внутри территории, то это одно уже заставляет не только не препятствовать переселению туземцев, но и желает этого». Судьба горцев добиравшихся, да и добравшихся до Турции, также была незавидной. В сообщении русского консула в Трапезунде генерала Коряева от 10 июля 1864 г. говорилось: « В Батуми прибыло около 6000 черкесов, смертность 7 человек в день, в Трапезунде высадилось 247000 человек, из них умерло 19000 душ; ко времени написания письма в Трапезунде оставалось 63290 человек, из них умирало в день от 40 до 60 человек. Всего с начала переселения до мая 1864 года из прибывших в Трапезунд переселенцев умерло 30000 человек. Некоторые из переселенцев, познавших ужасы скитания на чужбине, стали постепенно возвращаться обратно. Но для многих возвращение в родные аулы стало неосуществимой мечтой. Среди первых мухаджиров-дагестанцев (мухаджир – «эмигрант», «переселенец» от арабского глагола «хаджара» - эмигрировать, переселяться) на Восток были ученые, алимы, пользовавшиеся высокой репутацией в мусульманском мире, прекрасно знавшие классический арабский язык и занимавшие высокие места в иерархии духовенства весьма достойные места. Следовали они обычно в Турцию для дальнейшей отправки на жительство в Шам (Сирию), Миср (Египет), Мекку, Медину или Багдад. Если и оставались в Турции, то либо в Константинополе, либо в Карсе и Бурсе - традиционных центрах исламской культуры. Другую часть эмигрантов составляли мастера-оружейники, кузнецы, ювелиры и другие. Эмиграцию дагестанцев можно условно разделить на несколько периодов или этапов. 1. XV – начало XIXвв. 2. начало XIX – 1859 г. 3. 1859 – 1877гг. 4. 1877 – 1893гг. 5. 1893 – 1905гг. 6. 1905 – 1917гг. 7. 1917 – 1922гг.
Наибольшее количество эмигрантов приходится на III-VI этапы, т. е. с конца Кавказской войны до революционного семнадцатого года. Мухаджиры из числа дагестанцев попадали преимущественно в районы провинции Муш и Ван, населенные в большинстве своем курдами и армянами. С 80-х гг. XIX в. их стали заселять и в провинциях Токкат, Сивас, Кахраман-Мараш. Выявление материалов о том, кто, кого и из какого села Дагестана выехал за рубеж Российской империи, имеет практический смысл. Дело в том, что дагестанская диаспора – вплоть до революции 1917 г. и даже после смерти Ленина имела хоть какие-то возможности для поддержания связей со своими родственниками и односельчанами, оставшимися в Дагестане. Сталин наглухо закрыл границу. В советский период не только прекратилась миграция в Турцию, но и напрочь были закрыты малейшие возможности установления связей с соотечественниками зарубежом. Через «железный занавес» за границу обычно попадали официальные делегации, члены которых тщательно подбирались соответсвуюшими органами и зачастую сопровождались кем-либо из агентов. В наши дни ситуация изменилась, связи стали восстанавливаться. После активной миграции в Турцию жителей Западного Дагестана (1864-1865 гг.), число переселенцев с этих мест к 1869 г. сократилось. Из Салатавских аварцев переселились в основном жители сел Чиркей, Хубар, Зубутли, Миатли, Мехельта. Из других аварских селений, откуда происходило переселение следует назвать Корода, Маали, Гонода, Ругуджа, (преимущественно в конце XIX- начале XX в.), Согратль (после подавления восстания 1877 г.), Гергебиль, Кикуни, Аракани,В. Дженгутай, Апши (с 70-х г. XIX в). Из сел расположенных на Хунзахском плато, Гидатле, Телетле переселения в Турцию носили эпизодический характер. В Западном Дагестане переселенческим движением были охвачены часть андийцев, тиндалов, дидойцев и каратинцев. В 1901 году из Дагестана в Турцию прибыло свыше 617 семей (3361 человек) аварцев. Детальный анализ сведении опубликованных в зарубежной литературе в т. ч. В турецкой литературе, содержится в недавно вышедшем на свет обстоятельством исследовании турецкого историка Бедри Хабичоглу. Автор предлагает выделит 5 периодов переселения горцев в Турцию. 1. 1858-1863гг. (130 семей) 2. 1863-1864гг. (110 семей) 3. 1864-1877гг. (221 семей) 4. 1877-1878гг. (данных нет) 5. 1878-1907гг. (5588 человек) По данным Б. Хабичоглу численность мухаджиров-горцев составляет 20000 человек. Относительно численности дагестанской диаспоры существуют и другие данные. В журнале «Наш Дагестан» (1993г. № 165-166) Ахмет Айхан – член организации «Серые волки» в Турции аварец по происхождению из города Ялова дает интервью, что только одних аварцев в Турции насчитывается 30-35 тысяч человек, которые живут примерно в 20 селениях. Основная часть дагестанской диаспоры в Турции – это городские жители, так как урбанизация в Турции набрала столь сильные темпы, что буквально «смела» села или придала им городской облик. В Турции, как и в Азербайджане, нередко дагестанцев именуют лезгинами, правда, со следующими уточнениями; аварцев называют кара-лезги, дидойцев – эсас-лезги. Однако, наиболее употребительным как среди дагестанцев, так и среди других жителей Турции является понятие «дагестанлилер», и именно оно, в современных условиях усиленной ассимиляции имеет для представителей дагестанской диаспоры большое значение. Что касается внутриреспубликанских переселений, то они получили огромный размах в 20-е гг. XX в. (связаны с коллективизацией хозяйства в горных районах республики) и продолжаются по сей день. В советское время они носили плановый характер. Миграции происходили как в мирное время, так и в период Великой отечественной войны. Так в 1944 году около 3 тысяч аварцев из Казбековского района были переселены в населенные пункты двух сельсоветов, переданных в Казбековский район из бывшего Ауховского – Ленинаул и Калининаул. Рассмотрим более подробно эти компенсационные потоки из Дагестана. На включенной в состав Дагестана территории бывшей Чечено-Ингушетии (площадью 2,7 тысячи кв. км.) было образовано 4 новых района: Веденский, Андалялский, Ритлябский, Шурогатский. В первых 3-х районах расселили аварцев, а в последнем – даргинцев. Кроме того, за счет присоединения территории была увеличена площадь Ботлихского и Цумадинского районов Дагестана. В эти опустевшие районы СНК Дагестанской АССР обязан был до 15 апреля 1944 года переселить 6300 хозяйств колхозников из горных районов Дагестана (согласно постановлению СНК от 9 и 11.03.1944 г.). Хозяйства колхозников-переселенцев освобождались от государственных денежных налогов, страховых платежей и поставок государству всех сельскохозяйственных продуктов до 1946 года включительно. К 10 августу 1945 года было переселено (в том числе и из аварских селении в Грузии) в общей сложности приблизительно 62 тысячи человек. Переселением было охвачено 21 горных районов Дагестана, причем 144 аула было переселено полностью, а 110 частично. Кроме того, в июле из Грузии было переселено еще 700 хозяйств, проживающих там аварцев. Так что, общее число дагестанцев переселенцев на бывшие чеченские земли было не менее 65 тысячи человек, что фактически составляло около 1/5 части тогдашнего населения горной зоны Дагестана. Столь значительного выхода представителей народов Дагестана за пределы традиционного этнического ареала история еще не знала. Несмотря на внушительные цифры, переселение аварцев в новые районы было отнюдь не добровольным. В аулы приезжали представители района и военные, собирали сельские сходы и объявляли о решении переселиться на новые места, где колхозники будут жить «зажиточно и богато». И в тот же день в движение приходила длинная вереница подвод и телег переселенцев, направлявшаяся по горным тропинкам и дорогам в соседнюю Чечено-Ингушетию, в заранее расписанные и строго предписанные чеченские селения. После переселения горцы из Дагестана, особенно те, кого разместили в равнинной зоне Чечни, оказались в новых физико-географических условиях, социально-культурных и этнических условиях. Традиционный уклад жизни был разрушен, климатические условия отличались от привычных. Из-за болезней и эпидемий (главным образом, малярии и дизентерии и др.) очень высокая была смертность (по устным свидетелям в первые два года погибло около 1/4 - 1/5 переселенцев). Дагестанцы адаптировались с трудом, и часть их пыталась возвратиться назад, но их задерживали и отправляли обратно. Некоторые из старых аулов специально разрушались, чтобы пресечь поток «возвратников» (особенно много аулов было разрушено в Цунтинском районе). Тем не менее, в 1957 г. когда уже реабилитированные чеченцы стали возвращаться на свои земли, большинству дагестанцев пришлось вторично и спешно переселиться на родину (и, как правило, если не в города и села на равнине, то в те же самые родные, частично разрушенные аулы).
Список использованной литературы
1. РФ. ИИАЭ. Ф.1,оп.1, д.162 2. ЦГА РД ф. 126, оп. 2, д. 19 л.338 3. РФ. ИИАЭ. Ф.1,оп.1, д.150 4. Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова т. XVIII . 1949 г. 5. Мусаев М. К. Дагестанская диаспора в Турции. Махачкала 1999 г. 6. Архив Дагобкома КПСС ф. 1 оп. 19 д. 674 7. Б. Хабичоглу. Кавказская Анатолия. Стамбул 1993 г. 8. Мудуев Ш. С. Особенности миграции в Дагестане. 9. Мудуев Ш. С. Население и хозяйство Дагестана на рубеже веков. Махачкала 2003 г. 10. И. Г. Долгатов. Республики Северного Кавказа в системе Российского федерализма. Махачкала 2003 г. |