Каталог статей |
Петросян А.Д. Развитие и государственное регулирование машиностроительного комплекса РоссииМашиностроительный комплекс России является основой реального сектора экономики страны. Развитие машиностроительного комплекса оказывает самое существенное влияние на техническую оснащенность всех отраслей экономики. Данный комплекс представляет собой совокупность таких самостоятельных отраслей, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [2], а также множество специализированных подотраслей и производств.Машиностроительный комплекс характеризуется следующими недостатками: моральный и физический износ основных фондов предприятий, достигший критической отметки; технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь, в станкостроительной сфере; несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и др.; неурегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами; отсутствие приведенных к международным требованиям, стандартов выпускаемой продукции; неэффективная кадровая политика, приводящая к оттоку квалифицированных специалистов из сферы промышленного производства, научно-технической и технологической деятельности и др. Методология государственного регулирования машиностроительного комплекса России должна быть основана на философии, принципах и инструментарии современного стратегического планирования и управления, макроэкономического регулирования и прогнозирования, индикативного планирования, отраслевого и регионального программно-целевого управления [1]. В целях развития отечественной обрабатывающей промышленности, Правительство РФ утвердило государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Реализация госпрограммы рассчитана на 2012–2020 годы в два этапа: первый – 2012-2015 годы, второй – 2016-2020 годы. Основной целью государственной программы является развитие отечественной обрабатывающей промышленности через увеличение конкурентных преимуществ российской продукции на внутреннем и внешнем рынках. Проект государственной программы включает в себя подпрограммы, их мероприятия и федеральные целевые программы. Итогом реализации всех указанных подпрограмм и мероприятий федеральных целевых программ станет достижение в частности таких результатов: как укрепление продукции российской обрабатывающей промышленности на мировом и внутреннем рынках и увеличение доли импортозамещающей продукции; модернизация производственных мощностей промышленного комплекса, внедрение в производство энергоэффективных систем, создание полноценной товаропроводящей сети различных видов промышленной продукции с фокусом на послепродажном обслуживании [3]. Кроме инструментов стратегического планирования, система государственного регулирования в отраслях машиностроительного комплекса России сводится к решению таких задач, как: подготовка предложений по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию; разработка проектов стратегий, федеральных целевых и ведомственных программ развития отраслей; подготовка предложений по определению приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития, по техническому перевооружению и технологическому развитию отраслей, по проведению структурных преобразований и корпоративной политике в отраслях комплекса. Основными функциями государственного регулирования в отраслях машиностроительного комплекса России являются: анализ и мониторинг состояния отраслей комплекса, разработка предложений по их развитию; подготовка проектов федеральных законов, нормативных правовых актов по вопросам отраслей комплекса, а также проектов технических регламентов и других актов в области технического регулирования и стандартизации в отраслях комплекса; подготовка предложений по государственной поддержке важнейших инвестиционных проектов реализуемых на условиях частно-государственного партнерства в отраслях комплекса; подготовка предложений для включения в план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам отраслей комплекса; разработка предложений в проект бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по отраслям промышленности. Кроме того, к функциям государственного регулирования в отраслях машиностроительного комплекса разработка предложений по формированию и реализации согласованной промышленной политики в рамках различных международных организаций и участие в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами; формирование предложений по внешнеэкономическому сотрудничеству отраслей комплекса, в частности по защите экономических интересов российских производителей промышленной продукции на внешнем и внутреннем рынках, а также предложений по выставочно-ярмарочным мероприятиям и государственной поддержке экспорта продукции отраслей комплекса. Литература 1. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. - М.: Экономика, 2006. 2. Размещение производительных сил. / Под ред. В.В. Кистанова, Н.В. Копылова - М.: Экономика, 1994. 3. [сылка более недоступна} |