Каталог статей | |||
Аубакиров М.М. Кластерный анализ многопрофильных предприятийАО «Казпочта» является национальным оператором почтовой связи Республики Казахстан. Стратегическим принципом организации казахстанской почты является создание и развитие почтово-сберегательной системы. Суть последней заключается в предоставлении в почтовых подразделениях, помимо традиционных почтовых услуг, новых для почты банковских услуг. Синергетический эффект заключается в том, что потребитель в одном месте может получить комплексное обслуживание по ряду необходимых для него действий. Например, получить счет по электричеству, получить зарплату или пенсию, оплатить счета. С учетом того, что АО «Казпочта» имеет самую большую в стране сеть подразделений, результаты внедрения почтово-сберегательной системы являются успешными. Были привлечены крупные организации для агентского обслуживания почтой (выплата пенсий, зарплат, доставка счетов коммунальных предприятий, доставка рекламы, прием платежей, налогов и т.д.). А широкие слои населения, прежде всего сельского, получили услуги, доступ к которым был ограничен по причине отсутствия или недостаточного количества банковских подразделений во всех населенных пунктах.Имея большой опыт в предоставлении традиционных почтовых услуг, АО «Казпочта» развивает и современный почтовый сервис. Основными почтовыми услугами являются: пересылка и доставка писем; пересылка и доставка посылок; курьерская доставка EMS; доставка рекламы, счетов, извещений; подписка на газеты и журналы. Основные банковские услуги: - денежные переводы; - прием платежей и налогов; - выплата заработной платы, пенсий; - прием депозитов; - расчетно-кассовое обслуживание организаций; - валютно-обменные операции; - трансфер-агентские услуги; - выдача потребительских кредитов. Кроме того, почта по-прежнему занимается розничной торговлей товарами народного потребления. Налицо своеобразный «супермаркет», что за счет диверсификации позволяет повысить надежность экономической системы, т.к. риски снижения доходов по одним услугам, могут нивелироваться другими. С другой стороны, указанная многопрофильность услуг создает определенные проблемы для сравнительного анализа предприятий, комплексной оценки их деятельности, оценки уровня менеджмента, определения единых нормативов труда и заработной платы. Эффективным способом решения указанных проблем является использование кластерного анализа. Кластерный анализ позволяет на основе статистической процедуры разделить исследуемые многомерные объекты в сравнительно однородные группы [1,2]. Основными стадиями кластерного анализа являются: отбор объектов кластеризации; определение совокупности признаков оценки данных объектов; применение методов кластерного анализа для группировки объектов; проверка достоверности результатов; интерпретация результатов. Объектом настоящего исследования являлись предприятия почтовой связи Карагандинской области, которые находятся в каждом городе и районном центре области. Все они предоставляют полный спектр почтовых и банковских услуг, характеризующихся очень разными содержанием и технологией, и объемы которых имеют большую вариацию. Из анализа был исключен почтамт областного центра, ввиду однозначной несопоставимости по большинству услуг. В качестве признаков объектов были определены объемы следующих услуг: «письма» - доставка писем и бандеролей; «счета» - доставка счетов, извещений, рекламной продукции; «посылки» - доставка посылок; «подписка» - подписка на газеты и журналы; «EMS» - курьерская доставка EMS; «переводы» - денежные переводы; «платежи» - прием платежей организаций и налогов в бюджет; «зарплата» - выплата заработной платы сторонних организаций; «пенсии» - выплата пенсий; «кредит» - выдача потребительских кредитов; «торговля» - продажа товаров народного потребления. Эти услуги являются наиболее значимыми для формирования совокупного дохода предприятий. Для проведения кластерного анализа использовалась программа STATISTICA, где реализованы итеративные дивизивные процедуры. Проведение последовательных вычислений и их поэтапный анализ показало, что из рассмотрения можно исключить показатели «подписка», «EMS», «кредит», «зарплата», «торговля». Средние значения этих признаков по кластерам незначительно отличаются друг от друга. Показатели внутригрупповой и межгрупповой дисперсии указывают на незначительный вклад исключаемых параметров в разделение предприятий на группы. При этом, отметим, что услуга «подписка», имея долю в совокупном доходе 9%, вносит существенный вклад в формирование совокупного дохода. Тем не менее, с точки зрения вариативности для комплексной оценки предприятий ее можно не учитывать. Графические результаты кластеризации приведенные на рис.1 показывают на хорошее разбиение на 2 группы с значительными расстояниями между центрами кластеров. В кластер 1 попали предприятия №№ 1, 3, 6, 12, 13. В кластер 2 – предприятия №№ 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 16. Ранее группировка предприятий традиционно осуществлялась по признаку городское / сельское, внутри которых проводился сравнительный анализ. Проведенное исследование корректирует подобную классификацию, т.к. в каждом кластере есть как городские, так и сельские почтовые предприятия.
Рис.1 График средних значений по кластерам Разбиение предприятий на однородные группировки дают основания для принятия ряда управленческих решений: - анализ и выявление причин вариации экономических показателей внутри группы; - дифференциация при оплате труда и поощрении руководства предприятий; - рейтинговая оценка внутри группы. Для более углубленного анализа была проведено исследование этих же предприятий агломеративным методом древовидной кластеризации. Его результаты представлены на рис.2
Суть этого подхода заключается по-шаговом применении критерия отбора в кластер с понижением уровня требовательности. Например, пары предприятий 1 и 13, 5 и 16, 7 и 15, 4 и 10, 6 и 12 наиболее сопоставимы между собой. По мере ослабления порога требования в группу включаются другие объекты. В конечном итоге все они окончательно объединяются. Интерпретация результатов позволяет проводить по-парный сравнительный анализ и дать рекомендации: - где у сопоставимых предприятий «узкие места», - за счет чего формируются различия в конечных экономических результатах - какой опыт можно использовать для повышения эффективности предприятия и т.д. Проведенное исследование позволило провести классификацию многопрофильных предприятий с широкой вариацией услуг по их количеству, объему и содержанию, показало практическую значимость кластерного анализа для конкретной экономической системы предприятий. Литература 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998. 2. StatSoft Inc.(2001). Электронный учебник StatSoft. М. StatSoft. Web: [сылка более недоступна}
| |||