Каталог статей

Смульский К.М.

Современные тенденции развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Значительный импульс интеграционным процессам в странах СНГ и активизации торгово-экономического сотрудничества может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства. Чтобы создать такое пространство, необходимо существенно сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения; унифицировать принципы приватизации и валютного регулирования, стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества. Наконец, важно иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита госбюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику. Формирование ЕЭП, несомненно, должно позволить многократно увеличить наши торгово-экономические отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц.

Несмотря на то, что во всех официальных документах прослеживается признание приоритетности политики соседства в рамках Содружества, в то же время имеют место нарастающие тенденции дезинтеграции экономического пространства. И это дает основания говорить о том, что само существование интеграционных форм, которые еще сохраняются, является неким переходным периодом к окончательному приведению режима торговли в рамках СНГ в соответствие с общемировыми принципами и стандартами без каких-либо иллюзий в отношении восстановления единого экономического пространства. С этой точкой зрения трудно согласиться, она носит скорее конъюнктурный характер, чем характер глубокого понимания возможностей и интересов Содружества.

Процессы дезинтеграции, которые наблюдаются в СНГ, – это продолжение процессов дезинтеграции, происходящих внутри экономик отдельных стран Содружества. Например, российская экономика как бы распалась на экспортно-ориентированный сырьевой благополучный сектор и все остальное хозяйство, ориентированное на внутренний рынок и постепенно деградирующее. В других государствах Содружества происходит примерно то же самое. Конечно, в рамках такого рода политики все меньше становится общих целей и задач, потому что страны Содружества оказываются конкурентами как поставщики ресурсов на внешний рынок и как импортеры того критически необходимого оборудования и товаров народного потребления, которые уже не производятся в СНГ. В этом и заключается глубинная причина процессов дезинтеграции.

Все эти годы страны Содружества не ставили перед собой никаких содержательных целей социально-экономического развития, и в результате прослеживается деградация и дезинтеграция экономических пространств. Если ставить цели развития, то очевидно, что интеграция крайне нужна, политика интеграции становится частью политики развития. Так, вряд ли можно обойтись без интеграции в машиностроении, если страны Содружества хотят производить конкурентоспособную продукцию в тех отраслях, где еще возможно отвоевать себе ниши на мировых рынках, например в авиастроении. Если ставить цели развития, необходимо объединение рынков, потому что это поднимает конкурентные преимущества стран СНГ. Если ставить перед собой цели развития, нужно заботиться о минимизации торговых, экономических и прочих барьеров.

Несмотря на очевидные, казалось бы, позитивные результаты восстановления общего экономического пространства, имеется целый комплекс нерешенных проблем. Эти проблемы следует разделить на две составляющие – внешние и внутренние проблемы.

Главная внешняя проблема свелась к тому, что странам Содружества навязана сепаратная стратегия вступления в ВТО, которая ведет к фиксации разных торгово-экономических режимов. С учетом того, что невозможно влиять на темпы присоединения к ВТО (здесь очень много зависит от позиции внешних сторон), то правильно было бы решать те задачи, которые СНГ может решить. Как можно быстрее создавать зону свободной торговли без изъятий (почти 15 лет она остановилась на двусторонних отношениях в свободной торговле); необходимо как можно быстрее переходить от зоны свободной торговли к Таможенному союзу. Вступление в ВТО – это переговорный процесс, который тоже нужно двигать параллельно, но при этом понимая, чем быстрее будет создан Таможенный союз и зона свободной торговли, тем меньше у нас будет проблем с переговорами со странами - партнерами по ВТО, которые будут требовать компенсации в случае пересмотра уже зафиксированных торговых режимов.

И внутренние проблемы. Главная внутренняя проблема заключается в том, что интересы экспортно-ориентированных секторов экономики вступают в явное противоречие и с общенациональными интересами развития, и с интересами по восстановлению единого экономического пространства.

В заключение необходимо отметить, что осуществление проекта ЕЭП потребует большого объема работы по решению правовых, институциональных, технических организационных и процедурных вопросов в целом ряде взаимосвязанных отраслей. В этом плане ключевое значение имеет правильная последовательность шагов, особенно с учетом предлагаемых сжатых временных рамок. При этом следует иметь ввиду, что интеграция - это прежде всего процесс оптимизации существующей экономической инфраструктуры объединяющихся государств, увеличение совокупного экономического ресурса, значительное расширение емкости общего рынка товаров и услуг. По законам системного анализа увеличение общего ресурса системы значительно повышает ее устойчивость к внешнему воздействию и придает динамизм социально-экономическому развитию.

Литература:

1. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. — М., 2001.