Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Яковенко С. Н. ,Воронин С .А. Исследование максимизации прибыли строительной фирмы в условиях монополистической конкуренцииКонечной целью деятельности любой фирмы является максимизация получаемой прибыли. Одним из наиболее распространенных методов максимизации прибыли является метод сопоставления предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход – это приращение валового дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции (производная первого порядка от общего дохода), а предельные издержки – это издержки, которые приносит еще одна, дополнительная единица продукции. На языке математики предельные издержки представляют собой производную первого порядка от валовых издержек.Для создания модели фирмы рассмотрим виды конкуренции. Рынок совершенной конкуренции (РСК) – это рынок, на котором присутствует множество продавцов и множество покупателей и никто не в силах повлиять на цену. Цена устанавливается путем взаимодействия спроса и предложения. На РСК товар массовый и однородный, возможность проникновения других продавцов – неограниченна, контроль над ценами – отсутствует. Поскольку РСК является абстрактно теоретической моделью, то в реальной действительности он почти недостижим. Разве что рынок сельскохозяйственной продукции (с большими допущениями) можно назвать рынком совершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции (РМК) – рынок, на котором действует много фирм, проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар – дифференцируемый по качеству или по маркам. Количество продавцов – много, товар – неоднородный, возможность проникновения других продавцов – неполностью ограниченна, контроль над ценами – частичный контроль у некоторых производителей, примеры – рынок одежды, спиртных напитков, обуви. Рынок олигополии (РО) – это рынок на котором присутствует несколько крупных фирм, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг от друга, а вступление других – затруднено. Количество продавцов – несколько, товар – может быть как однородный, так и не неоднородный, возможность проникновения других продавцов – ограниченна, контроль над ценами – неформальный, примеры – рынок бытовой техники, автомобилей, мобильной связи. Рынок чистой монополии (РЧМ) – это рынок, на котором есть только один продавец товара, и у него нет близких заменителей. Количество продавцов – один, товар –однородный, возможность проникновения других продавцов – отсутствует, контроль над ценами – полный, примеры – рынок коммунальных услуг, все государственные органы (налоговая инспекция, суды, министерства, ЖЭКи и т. д.). Строительный рынок относится к РМК. Для определения равновесия фирмы в условиях рынка монополистической конкуренции в первую очередь необходимо выяснить положение кривой спроса (рис.1).
Рис.1. Положение кривой спроса при различных типах конкуренции Кривая спроса в условиях монополистической конкуренции более эластична, чем кривая спроса в условиях чистой монополии, но менее эластична, чем в условиях чистой конкуренции. В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным затратам. В долгосрочном периоде экономические прибыли будут побуждать новые фирмы вступать в отрасль. В результате усиления конкуренции эти прибыли будут ликвидированы. Убытки же вызовут массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. Т. о. будет достигнуто положение равновесия, при котором цена покрывает средние издержки при объеме производства, для которого предельный доход равен предельным затратам. Рассмотрим конкретный пример: предприятие, которое занимается строительством жилых домов. Деятельность предприятия характеризуется следующими данными: Таблица 1. Показатели деятельности строительного предприятия
Перед предприятием стоит вопрос, при каком значении цены одного квадратного метра предприятие будет получать максимально возможную прибыль. В первую очередь необходимо вывести функцию зависимости спроса от цены. Для этого достаточно рассмотреть два варианта. В первом варианте при цене 21 тыс. грн. / м2 спрос составит 32 тыс. м2. Во втором – при цене 10 тыс. грн. / м2 спрос составит 120 тыс. м2. В общем виде функция спроса от цены выглядит следующим образом: , где QD – спрос, P – цена одного м2, a, k – параметры. Таким образом, нам необходимо найти значения параметров a, k. Для этого составим систему двух уравнений:
Таким образом, функция спроса от цены имеет вид: . Выразим отсюда чему равна цена:
Перейдем к функции выручки. Выручка представляет собой произведение цены и спроса: . Предельный доход – это производная первого порядка от выручки: . Выведем функцию предельных затрат. Для этого необходимо сначала вывести функцию общих затрат. Общие затраты представляют собой сумму переменных и постоянных затрат. Функция переменных затрат имеет вид: , где VC – переменные затраты; Q – количество (спрос); a, b, c – параметры. Таким образом нам необходимо найти значения параметров a, b, c. Для этого, рассматривая все три варианта, составим систему трех уравнений:
Таким образом функция переменных затрат от количества имеет вид: . Функция общих затрат: . Функция предельных затрат: . Теперь приравняем предельный доход с предельными затратами:
Таким образом максимальная прибыль будет при значении спроса 78 тыс. м2, а цена составит тыс. грн. / м2. При этом выручка составит 1190 млн. грн., общие затраты – 956,9 млн. грн., а прибыль 232,6 млн. грн.
Рис.2. Определение максимальной прибыли строительного предприятия Выводы: предприятию рекомендуется назначить цену в 15,25 тыс. грн. / м2 и построить 78 тыс. м2 жилья.
Литература: 1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. В 2-х т. – М.: Республика, 1992, т. 2, с. 65 – 90. 2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: НОРМА, 2002, с. 225 – 267. 3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, с.180–206. 4. Принципы экономикс. 2-е изд. / Н. Г. Мэнкью. – СПб.: Питер, 2004. – 624 с.: ил. – (Серия "Учебник для вузов"). | ||||||||||||||||||||||||||||||||