Каталог статей

А.А. Жамойда

Эффективность финансового потенциала хлебопекарной промышленности

Документом, в котором отражаются доходы и расходы, является отчет о финансовых результатах, первым видом из которых является валовая прибыль либо убыток. Она корректируются на величину административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных доходов и расходов. В итоге получается финансовый результат операционной деятельности. Поэтому, если образуется прибыль по операционной деятельности, это свидетельствует об эффективном использовании  производственного потенциала, формирующего финансовый потенциал.

Чтобы установить, насколько эффективно использовался финансовый потенциал, выполняется финансовый анализ, методология и методика которого хорошо разработаны, что отражается, например, в работах [2,  3, 4]. В качестве основных методов анализа используется факторный анализ, основным недостатком которого является необходимость сравнения данных смежных лет. Предпочтительнее в  этом плане использование статистического моделирования, позволяющего получить выводы по всей совокупности данных за несколько лет и установить силу влияния отдельных факторов, что и явилось целью данной работы с использованием данных [5] финансовой отчетности 16 предприятий хлебопекарной промышленности Донецкой области.  

Анализ операционных расходов показал, что практически по всем предприятиям себестоимость реализованной продукции  и материальные затраты растут быстрее, чем чистый доход. Следовательно, в 2006 г. «работал» ценовой фактор, но в противоположном направлении. Цена материальных ресурсов увеличивалась быстрее, чем цена реализации хлеба и хлебобулочных изделий. Соответственно уменьшился валовой финансовый результат деятельности предприятия. Однако крупные предприятия оказались в выигрышном положении. По мере роста объема реализации предприятием в физическом измерении валовой финансовый результат увеличивается. Таким образом сказался эффект концентрации производства.

Финансовый результат операционной деятельности предприятий с увеличением объема реализации увеличивается только в 2005 году, в 2006 г. при увеличении объема реализации он остается неизменным, а в 2007 году почти все предприятия становятся убыточными, за счет снижения валового финансового результата и роста косвенных расходов.

Такая динамика влечет за собой  уменьшение итогового показателя деятельности предприятия – чистого финансового результата. В 2005 году все предприятия имели чистую прибыль, которая увеличивалась по мере увеличения крупности предприятия. В 2006 году, несмотря на рост финансового результата от обычной деятельности до налогообложения предприятия чистой прибыли не имеют, а то и убыточны. В 2007 году ситуация еще более усугубляется.

При этом необходимо учесть, что большинство предприятий в составе собственного капитала с 2005 по 2007 годы имело непокрытый убыток. Таким образом, чтобы выйти из этого порочного круга, предприятиям необходимо наращивать чистую прибыль. Одним из направлений ее наращивания является увеличение деловой активности предприятия, обобщающим показателем которой является длительность финансового цикла показывающая среднее время одного оборота денежных средств. 

В течение трех лет 50% предприятий имели отрицательный показатель финансового цикла. Это говорит об интенсивном использовании в текущей деятельности кредиторской задолженности за товары, работы и услуги, что снижает финансовую устойчивость и повышает вероятность банкротства.

Обобщающим показателем эффективности использования производственного и финансового потенциала является отдача затраченных на производство средств, которую можно измерить как отношение финансового результата от операционной деятельности к операционным затратам. На величину финансового результата от операционной деятельности влияют такие факторы как цена и объем реализации изделий в натуральном выражении, себестоимость реализованной продукции, сальдо прочих операционных доходов и расходов, административные расходы и расходы на сбыт. 

Математическая обработка данных позволила получить уравнение регрессии между факторами, отраженное на рис. 1. В каждой из подгрупп предприятий по объему выпуска хлебобулочных изделий наблюдается четко выраженная тенденция роста рентабельности производства хлебобулочных изделий, измеренная как отношение финансового результата от операционной деятельности к затратам операционной деятельности. В первой подгруппе предприятия, имеющих объем реализации  примерно до 5000 т/год хлебобулочных и кондитерских изделий  характеризуются убыточностью (рис. 1).

Коэффициент корреляции равный 0,757 показывает, что существует довольно существенная связь между исследуемыми факторами.  

Рис. 12. Поле корреляции между выпуском и рентабельностью операционной деятельности

Таким образом, финансовый потенциал трактуется через объединение категорий «финансы» и «потенциал» и понимается как запас финансовых ресурсов, способствующих осуществлению операционной деятельности предприятия. Эффект и эффективность использования финансового потенциала определяются такими показателями как чистый доход и чистый финансовый результат, рентабельность операционной деятельности, показатели деловой активности, определяющим из которых является длительность финансового цикла. Анализ показал, что с 2005 по 2007 годы  эффективность использования финансового потенциала хлебопекарных предприятий уменьшается. Большинство из них стало убыточными и в составе собственного капитала имело непокрытый убыток. Повысить финансовый результат можно не только путем увеличения цен и объемов, но и увеличивая оборачиваемость запасов и дебиторской задолженности, уменьшая оборачиваемость кредиторской задолженности до разумных пределов. Связывает между собой эти показатели длительность финансового цикла, Дебиторская задолженность в структуре финансового цикла имеет незначительную величину, а определяющими факторами являются длительность оборота запасов и кредиторской задолженности, которые имеют четко выраженную тенденцию снижения с увеличением выпуска продукции.

Список литературы

1. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 448 с.

2. Грачева Р. Актуально о анализе финотчетности. – К.: ООО «Книги для бизнеса», 2007. – 124 с.

3. Кононенко О., Маханько О. Аналіз фінансової звітності / О. Кононенко, О. Маханько. – 4-те вид., перероб. і доп. – Х.: Фактор, 2006. – 200 с.

4. Лахтіонова Л. А. Фінансовий аналіз суб’єктів господарювання: Монографія. – К.: КНЕУ, 2001. – 387 с.

5. Общедоступный сайт Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. – [сылка более недоступна}