Каталог статей

Клиновицкая Т.Г.

Проблемы обеспечения эффективности коммерциализации инноваций

 Процессом введения инноваций на рынок обычно называют процесс коммерциализации или процесс коммерциализации технологий. Коммерциализация научных разработок и технологий всегда связана с понятием инновационного процесса, в ходе которого научный результат или технологическая разработка направлена на получение коммерческого результата.

Понятие «технологии» в процессе коммерциализации отличается от понятий «наука», «техника», «продукт». Наука представляет собой знание и понимание явления. Продукт имеет внешние физические признаки и не является интеллектуальным активом, процессом коммерциализации. Технология – это связующее звено между двумя этими понятиями, ее можно охарактеризовать, например как понятие «ноу-хау».

Под «высокими» технологиями подразумевают интенсивность использования научных знаний, наукоемкость продукта, привлечение в технологический процесс новых научных открытий либо продолжительные производственные процессы, связывающие различные продукты со многими составляющими.

Технология – это всегда инновация, которая представляет собой новые продукты, новые технологические процессы, новые виды услуг за исключением ремонта производимой продукции и обслуживания покупателей. Конечными целями инноваций, т. е. результатом конструктивного взаимодействия маркетинга, технологии и производства, являются удовлетворение спроса потребителя и получение конкретной прибыли. Схема «наука – технология – деньги», как и реализация инновационного проекта от одной стадии к другой, требует обязательной обратной связи между промежуточными результатами НИОКР и рынком, поскольку деньги дает только рынок и реализовать научный результат или технологию можно только, если она способна повысить чье-то конкурентное преимущество, принести или увеличить прибыль.

Итогом инновации и коммерциализации является создание новых поколений продуктов, процессов, новых видов коммуникаций. Коммерциализация разработок и последующая реализация новых технологий способствуют созданию новых предприятий, дополнительных рабочих мест, а также подъему экономики отрасли, региона, страны.

В широком смысле коммерциализация – это превращение идей в деньги. Если раньше действовала схема: «идеи – деньги – эффект (деньги)», то в условиях рынка для поддержки инноваций должна применяться другая схема: «деньги – идеи – деньги».

Поэтому сегодня тормозом инновационного процесса в Казахстане является отсутствие технологии коммерциализации и рыночного инфраструктурного обеспечения процесса воспроизводства технологий и инноваций по схеме: «деньги – потребность – знания (идея) – удовлетворение потребности – деньги».

Анализ инновационного развития в Казахстане показывает, что инновационной деятельности в стране отводится большая роль. Вместе с тем необходимо отметить, что инновационная деятельность в республике пока не является источником повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. Несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, заметного прорыва в области инновационного развития экономики страны не произошло. Одной из проблем инновационного развития в Казахстане на сегодняшний день является незавершенность научных исследований, их отрыв от производства. Проводимые прикладные разработки не имеют продолжения в виде коммерциализации и внедрения в производство.

В качестве основных факторов, препятствующих повышению инновационной активности предприятий, можно выделить: неприемлемые условия инвестирования и кредитования, недостаточная платежеспособность заказчиков, высокая стоимость нововведений, недостаточность собственных финансовых средств, невысокая финансовая поддержка со стороны государства.

Общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, сырьевая направленность экспорта представляют определенную угрозу экономической безопасности страны. Необходимо также отметить, что отрасли, преобладающие в казахстанской экономике, отличаются достаточно продолжительным жизненным циклом применяемых технологий, сравнительно стабильным ассортиментом выпускаемой продукции и низкими темпами ее обновления. Поэтому они относятся к мало и средне-технологическим отраслям. В высокотехнологичных отраслях наблюдается повышенная склонность к инновациям, а, чем шире представлены в экономике наукоемкие отрасли, тем более развита в ней инновационная деятельность.

Проблема нехватки квалифицированных кадров наблюдается на многих предприятиях страны, однако сложное финансовое положение не дает им возможности решать эту проблему. Таким образом, расходы на обучение и подготовку персонала сохраняются на минимальном уровне. В области маркетинга ситуация сложилась аналогичная сфере подготовки кадров. Затраты на маркетинговые исследования в объеме инновационных затрат составили 0,11%. Это говорит о том, что значительное число предприятий ориентируется на выпуск продукции, реализации которой не требует специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.

Еще одним фактором, сдерживающим модернизацию казахстанской экономики и динамику инновационного процесса, остается низкий уровень инвестирования в сферу НИОКР. В отсутствии спроса на технологические инновации, вероятный успех большинства программ передачи технологии останется низким. В этом отношении, очень существенной является государственная политика (целевые программы через госзаказы или госзадания), направленная на стимулирование компании инвестировать в инновации либо через их собственные лаборатории, либо через заказы научным организациям. Кроме того, необходимо дальнейшее совершенствование системы управления наукой с целью концентрации финансовых средств, кадрового и научно-технического потенциала на приоритетных направлениях науки, и в первую очередь – на обеспечение нужд эффективного развития реального сектора экономики страны, особенно в тех отраслях, где Казахстан уже имеет конкурентоспособные результаты. Здесь же, необходимо отметить, что темп финансовых инвестиций в НИОКР должен быть совместимым с темпами развития человеческих ресурсов, которые могут эффективно использовать инвестиции. Также необходимо создать условия для трансферта и коммерциализации результатов научных разработок и введения их в хозяйственный оборот.

Казахстану необходимо искать новые направления экономического развития. Для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке нужно активно развивать высокотехнологичные отрасли и строить эффективную национальную инновационную систему. Без этого инновационная экономика просто невозможна.

Программа форсированного индустриально-инновационного развития ставит задачу внедрения  инноваций. Основным приоритетом программы является реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, в том числе за счет внедрения инноваций и новых технологий.

Господдержка инноваций через Национальный инновационный фонд выражается как в прямом финансировании, так и в грантовой поддержке опытно-конструкторских разработок с целью дальнейшей коммерциализации или внедрения в промышленность.

Литература

1. Инновационный менеджмент. Морозов Ю.П .2008 - 446с

2. Инновационный менеджмент Мухамедьяров А.М 2008- 176с.