Каталог статей

Калтаева А.Б.

Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия

В условиях функционирования в едином экономическом пространстве актуальной задачой для казахстанских предприятий является задача сохранения и укрепления рыночных позиций. Расширенный допуск продукции предприятий стран-участниц единого экономического пространства на казахстанский рынок способствует существенному обострению конкуренции внутри страны по многим товарным позициям. Это актуализирует задачу изучения факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность преприятий, и выделения тех, которые способствуют повышению их конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия является его способностью эффективно использовать свои производственные, финансовые и человеческие ресурсы для производства продукции, которая по ценовым и неценовым характеристикам отвечают потребностям потребителей более полно, чем аналогичная продукция предприятий-конкурентов.

Несмотря на значительное количество работ по проблеме формирования конкурентоспособности, система факторов, оказывающих на нее влияние, еще недостаточно изучена.

В современной западной и российской экономической литературе приводятся различные классификации ключевых факторов конкурентоспособности предприятия.

Авторитетный американский ученый М. Портер выделяет ряд факторов конкурентоспособности предприятия и предлагает делить их на два типа по степени специализации:

- общие, включающие в себя природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал;

- специализированные, включающие в себя узкоспециализированный персонал, специфическую инфраструктуру, базы данных в определенных отраслях знаний [1, с. 284].

Общие факторы являются факторами более низшего порядка, и как правило, имеются у большинства стран. Конкурентные преимущества предприятия, основывающиеся на них, имеют непродолжительный и нестойкий характер. Тогда как конкурентные преимущества, базирующиеся на специализированных факторах, имеют более долговременную основу для обеспечения к, имеют более долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Французские ученые А. Олливье, А. Дайан и Р. Урсе считают, что предприятие, конкурирующее на внутреннем и международном рынке, должно обеспечить свою конкурентоспособность по следующим факторам:

- концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

- цена товара с возможной наценкой;

- финансы - как собственные, так и заемные;

- торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями властями, прессой и общественным мнением;

- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в своих исключительных возможностях удовлетворить эти потребности [2, с. 280-305].

Оценка возможностей предприятия по указанным факторам позволяет построить так называемый многоугольник конкурентоспособности предприятия, позволяющий выявить сильные и слабые стороны исследуемого предприятия.

Смольянова Е.Л. и Малицкая В.Б. выделяют совокупность факторов конкурентоспособности предприятия и предлагают их разделять на группы по степени возможного воздействия на них со стороны предприятия и государства:

- факторы, неконтролируемые государством (мегауровень): глобализация, влияние ТНК, международная специализация и разделение труда, информационная революция и научно–технический прогресс, географическое положение, климатические условия

- факторы, контролируемые государством, но не контролируемые предприятием (макроуровень): несовершенство государственного механизма, необходимость создания эффективной институциональной среды, уровень образования и квалификации населения, уровень развития общей инфраструктуры, уровень развития технологий, демографическая ситуация, наличие и степень влияния естественных монополий на экономическое развитие, особенности геополитического положения страны;

- факторы, контролируемые предприятием (макроуровень): качество продукции, распространение продукции основных производителей в торговых точках, технология производства, стабильность работы, степень известности марки, уровень цен, дизайн упаковки, количество наименований, уровень и гибкость обслуживания, скорость и своевременность выполнения заказа, ориентация на потребителя, финансовая политика, управление персоналом, производительность труда [3, c. 338-340].

На наш взгляд, приведенная группировка факторов по разным уровням является наиболее приемлемой и позволяет предприятию при решении задач обеспечения своей конкурентоспособности сосредоточить внимание на факторах, на которые оно способно оказывать непосредственное управленческое воздействие.

Однако при выявлении сильных и слабых сторон предприятия, возможности и угрозы развития необходимо также учитывать влияние на его конкурентоспопособность факторов мега- и макроуровня.

Литература:

1. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие // Экономические науки. – 2010. - №12 (73)

2. Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг / – М.: Экономика, 1993

3. Смольянова Е.Л. Малицкая В.Б. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия // Вестник ТГУ. – 2009. - № 2 (70)