Каталог статей

Титова А.О.

Системный подход к формированию рынка медицинских услуг

Современное развитие общества характеризуется  активным развитием сферы услуг и увеличением абсолютного числа и доли работников, занятых в этой сфере. Переход к преобладанию сервисных отраслей в мире начался в середине 1950-х годов, когда, в частности в США, количество работающих в сфере услуг превысило количество занятых в материальном производстве [2; с.7]. В России доля услуг в ВВП, по данным официальной статистики, впервые превысила долю товаров в 1994 г. и продолжает расти. Возрастание роли сферы услуг в общей структуре хозяйства страны характеризует переход общества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Особое влияние на развитие сферы услуг в целом оказали такие группы факторов как: процесс гуманизации экономического роста, структурно-технологическая перестройка материального производства в 80-е годы, а также социально-демографические изменения. Ежегодный рост доли пожилых людей, работающих женщин, общее снижение уровня здоровья послужили основой для развития целого комплекса социально ориентированных услуг, в том числе и медицинских услуг.

Главной в иерархии потребностей является потребность в сохранении здоровья, особенно в современных условиях, когда Россия стоит перед угрозой демографического кризиса. «… С 1992 г. численность российского населения сократилась на 6 млн. человек и составляет в настоящее время 143 миллиона. В большинстве экспертных оценок прогнозируется, что к 2050 г. численность населения сократится еще примерно на 30%... По расчетам экспертов, для восполнения дефицита трудоспособного населения после 2007 г. потребуется ежегодный приток примерно 1 млн. мигрантов трудоспособного возраста» [3; с.23]. Таким образом, государству необходимо уделять особое внимание рынку медицинских услуг, развитию конкуренции на данном рынке, что приведет к повышению качества предоставления медицинских услуг и улучшению показателей состояния здоровья населения Российской Федерации. В ноябре 2008 года Правительством Российской Федерации была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020 года» в которой были поставлены задачи по внедрению инновационных технологий в здравоохранении, сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения роли профилактики и формирования здорового образа жизни, формирования системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышения эффективности медицинских услуг и др. [4; с.23, 30, 33]. Реализация данных задач возможна посредством взаимодействия заинтересованных сторон на рынке медицинских услуг.

Существующие в научной литературе подходы к определению рынка медицинских услуг достаточно разнообразны. Одни из авторов  понимают рынок медицинских услуг как форму взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами [5; с.9], другие как институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, между которыми возникают экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена[8; с.9], третьи рассматривают рынок медицинских услуг с одной стороны, как совокупность всех медицинских технологий, изделий медицинской техники, методов организации медицинской деятельности, фармакологических средств, реализуемых в условиях конкурентной экономики, с другой стороны, как совокупность существующих и потенциальных производителей и потребителей медицинских услуг [1; с.15].

По нашему мнению, рынок медицинских услуг является социально-экономической системой, объединяющей различные взаимодействующие между собой элементы на данном рынке. Существуют различные подходы к определению понятия «система». В широком смысле слова система есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей, элементов, образующих единое целое. В теории управления система чаще всего понимается как объект управления, как субъект управления и как совокупность субъекта и объекта управления [7; с.121]. Под системой также понимается множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность [6; с.13].

Таким образом, рынок медицинских услуг как социально-экономическая система включает в себя ряд взаимодействующих между собой элементов, таких как лечебно-профилактические учреждения,  пациенты, фонд обязательного медицинского страхования, фонды добровольного медицинского страхования, страховые организации, общественные организации, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные организации. Все элементы выполняют различные функции на рынке, но тесно взаимодействуют между собой. Фонды обязательного и добровольного медицинского страхования, а также страховые организации выполняют функции посредников на рынке медицинских услуг между пациентами и государством, как заказчиками медицинских услуг, и лечебно-профилактическими и другими видами лечебных учреждений, как производителями медицинских услуг. Органы государственной власти и местного самоуправления, в свою очередь, выполняют и контролирующую функцию, выполняя сертификацию, лицензирование и контроль на рынке медицинских услуг над организациями, оказывающими медицинские услуги и организациями, оказывающими посреднические услуги. Пациенты, выступая основными заказчиками медицинских услуг, взаимодействуют с организациями, оказывающими медицинские услуги, государством, а также общественными организациями, проводящими мониторинг рынка. В свою очередь, общественные организации при проведении мониторинга рынка медицинских услуг взаимодействуют с пациентами, лечебными  учреждениями, государственными и муниципальными структурами, посредническими организациями. Такое тесное взаимодействие направлено на повышение качества и доступности оказываемых медицинских услуг, что является главной задачей государства в данной сфере.

В то же время, рынок медицинских услуг, являясь социально-экономической системой, испытывает ряд ограничений. К ним относятся внутренние ограничения, связанные с дефицитом ресурсов, в том числе финансовых, трудовых, технологических и других и внешние ограничения. Одним из внешних ограничений является цель функционирования системы. Целью функционирования рынка медицинских услуг как социально-экономической системы  является улучшение состояния здоровья населения и повышение уровня рождаемости, что приведет к положительному естественному приросту населения и стабилизации демографической ситуации в стране, следовательно, к более эффективному развитию экономики страны.

Чтобы снизить негативное влияние внешних и внутренних ограничений необходимо осуществлять управление рынком медицинских услуг как единой системой.

В зависимости от степени сложности системы делятся на простые, сложные и большие. Рынок медицинских услуг является сложной социально-экономической системой, обладающей рядом признаков:

– данную систему можно разделить на отдельные подсистемы, которые можно изучать отдельно друг от друга. К таким подсистемам на рынке медицинских услуг можно отнести лечебно-профилактические учреждения, стационары, фонды обязательного и добровольного страхования и другие.

– система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействие среды на нее обусловливает случайный характер изменения ее показателей [6; с.30-31]. На рынке медицинских услуг существует достаточно высокий уровень неопределенности. В связи с процессом глобализации мирового хозяйства и увеличением мобильности населения всех стран мира возрастает риск возникновения на территории страны не свойственных для нее заболеваний (новых модификаций вирусов, заболеваний, свойственных для тропических стран и т.д.), развитие фармакологического рынка, рынка медицинских технологий, что приводит к изменению параметров функционирования рынка.  

– система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения. Реагируя на изменения во внешней и внутренней среде, рынок медицинских услуг осуществляет те или иные действия для достижения стабильности функционирования.

По степени связи с внешней средой системы делятся на изолированные, закрытые, открытые равновесные и открытые диссипативные [6; с.31]. Рынок медицинских услуг как социально-экономическая система является открытой диссипативной системой. Механизм образования диссипативной структуры включает флуктуацию подсистем, которые в определенный момент достигают точки бифуркации, после чего может наступить порядок более высокого уровня. Например, в советский период, когда основным заказчиком и поставщиком медицинских услуг являлось государство, структура рынка медицинских услуг была достаточно простой и включала в себя государство, организации, оказывающие медицинские услуги и пациента. При переходе к рыночной экономике возникла необходимость изменения отношений на рынке медицинских услуг, что, в свою очередь привело к созданию посреднических организаций и передачи им части функций, выполняемых ранее государством (в частности финансирования оказания медицинских услуг), а также общественных организаций, выполняющих функции мониторинга на рынке медицинских услуг.

В зависимости от реакции на возмущающие воздействия рынок медицинских услуг является активной системой, способной противостоять воздействиям внешней среды и сам может воздействовать на нее. Иными словами, развитие медицинских технологий, появление фармацевтических новинок влияет на состав и качество предоставляемых услуг. А рынок медицинских услуг, в свою очередь, оказывает влияние на рынок образовательных услуг и рынок труда, предъявляя новые требования к уровню образования и квалификации потенциальных участников рынка. И наоборот, появление новых заболеваний вынуждает участников рынка медицинских услуг искать новые способы и методы лечения включая в этот процесс участников рынка образовательных услуг, рынка медицинских технологий и фармакологического рынка.

Рынок медицинских услуг является динамичной социально-экономической системой. Состояние рынка медицинских услуг как социально-экономической системы изменяется под воздействием различных факторов, как внешних, так и внутренних.

К внешним факторам изменения состояния рынка медицинских услуг как социально-экономической системы можно отнести воздействие внешней среды на систему. Например, совершенствование медицинских технологий, создание новых фармакологических препаратов, применение новых способов лечения повлечет за собой необходимость введения новых медицинских услуг, изменения способов диагностики и лечения, что, в свою очередь, приведет к изменению финансирования  оказываемых медицинских услуг.

К внутренним факторам изменения состояния рынка медицинских услуг как социально-экономической системы можно отнести, например, снижение уровня доходов населения, что может снизить спрос на отдельные виды медицинских услуг, такие как физиотерапевтические, косметические, профилактические и др. виды услуг; усиление популярности альтернативных способов лечения; увеличение доходов населения, приводящее к возрастанию популярности услуг пластической хирургии, физиотерапевтических и других видов услуг; увеличение и уменьшение организаций, оказывающих медицинские услуги; возникновение новых заболеваний и т.д.

Таким образом, рынок медицинских услуг, является сложной социально-экономической системой открытого диссипативного типа, испытывающей внутренние и внешние ограничения развития. Состояние на рынке медицинских услуг обусловлено динамичностью и активностью системы. По характеру поведения рынок медицинских услуг как социально-экономическая система представляет собой класс систем с управлением, в которой реализуется процесс целеполагания и целеосуществления.

Список использованной литературы:

1. Галкин Р.А., Двойников С.И., Павлов В.В., Поляков И.В., Уваров С.А., Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. Самара – Санкт-Петербург, Перспектива, 2000.

2. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. и др. Менеджмент в сфере услуг: Учебник. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2007.

3. Доклад об экономике России №16. Июнь 2008 г. Всемирный банк // [сылка более недоступна}

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // www.kremlin.ru.

5. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. Методическое пособие. М.,  МЦФЭР, 1998.

6. Мамин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – М., 2002.

7. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой: Учебник для вузов.– СПб., Питер, 2003.

8. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 3-е изд. испр. и дополн. – Барнаул, Аз Бука. 2005.