Каталог статей

асс. Буртоликова С.В, асс. Жук Н.М., асс. Павлова Т.П.

Пути повышения эффективности фирменной торговли

В условиях развития рыночных отношений особую актуальность приобретает вопрос о повышении эффективности фирменной торговли. Её развитие во многом зависит от применения совершенной технологии, рационального использования торговых площадей, оснащения магазинов современным, высокопроизводительным торговым оборудованием.

Отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что наиболее эффективным методом розничной  продажи является самообслуживание, которое позволяет при наименьших трудовых и материальных затратах добиваться наиболее высокой эффективности труда работников фирменных магазинов и улучшать качество обслуживания населения. Структура затрат  времени покупателя в  магазинах, имеющими традиционный метод продажи товаров  - через прилавок и магазинах самообслуживания представлена в табл. 1.

Таблица 1 -  Структура затрат времени покупателей при применении

                      различных  методов продажи товаров

Показатель

Методы продажи товаров

Самообслуживание

Традиционный

Все затраты времени, %

100

100

в том числе:

на отбор товаров

65

29

на ожидание в очереди к продавцу

13

40

на получение товаров

4

9

на кассовый расчет

18

22

Затраты времени на покупку одного товара, % ко времени для магазина с обслуживанием  через прилавок

58

100

 

По данным таблицы, можно отметить, что в магазинах самообслуживания наибольший удельный вес в общей сумме затрат времени на покупку занимает время, отведенное на  отбор товаров. Однако это не означает, что покупатель в магазине самообслуживания предоставлен сам себе. Наоборот, продавцы-косультанты  могут уделить покупателям больше времени и дать им в случае необходимости хороший и дельный совет, квалифицированную консультацию.

Важное условие повышения эффективности работы фирменных магазинов –совершенствование торгово-технологического процесса в них, позволяющее более рационально использовать материально-техническую базу предприятий.
Решение этого вопроса во многом зависит от совершенствования планировки торговых залов и рационального размещения оборудования. Существенные резервы в повышении эффективности работы фирменных магазинов самообслуживания заключается в увеличении установочной и выставочной площадей. Также следует максимально использовать вместимость оборудования.

В Республике Беларусь  розничный товарооборот фирменной торговли составляет 3,9 % от общего объема товарооборота торговых организации. Тем не менее, большое число фирменных магазинов пока не удовлетворяют требованиям изложенным в Типовом положении о фирменном магазине.

Министерство торговли, также как и органы управления торговлей исполкомов, уделяют недостаточное внимание вопросам оказания помощи фирменным магазинам по организации их работы, отработке технологии, подготовке кадров. Для устранения этих недостатков необходимо организовать повышение квалификации кадров специалистов министерств, концернов, исполкомов, руководителей и специалистов фирменных магазинов. Со своей стороны министерствам, концернам, имеющим фирменную торговую сеть, необходимо проанализировать кадровый состав специалистов, укрепить ответственные должности квалифицированными специалистами.

Все эти упущения, отрицательно сказываются на работе фирменных  торговых объектов. Причём к общим недостаткам, свойственным торговле в целом (это – нарушение правил торговли, неудовлетворительное санитарное состояние, перебои в торговле и т.д.), добавились и свои, присущие только фирменной торговле. Во многих фирменных магазинах покупательский спрос не изучается, часть из них работает до 17 – 18 часов, с выходными в субботу и воскресенье, от чего уже давно ушла государственная, и частная торговля. Для устранения этого недостатка облисполкомам  необходимо ещё раз пересмотреть режим их работы, максимально приблизив его к интересам населения, причём особенно это касается торговли продовольственными товарами.

Также существует такая серьезная проблема работы фирменной торговой сети, как монополизация рынка. Некоторые предприятия значительную часть своей продукции реализуют через свою фирменную торговую сеть, в результате чего в остальных торговых объектах ощущается недостаток этих товаров.

Следует отметить в качестве проблемы , политику ценообразования фирменной торговой сети. Если фирменный магазин является структурным подразделением предприятия, не являясь юридическим лицом, то это даёт ему возможность создать иногда иллюзию дешевизны товаров в своём магазине, так как реальные затраты магазина (арендная плата, коммунальные услуги, транспортные расходы и т.д.) относятся на себестоимость продукции, а значит и ведут к её удорожанию в остальной торговой сети.

Для устранения этой проблемы необходимо создать равные условия деятельности для всех торговых  объектов, придав статус юридического лица всем фирменным магазинам, что в конечном итоге должно привести к некоторому снижению себестоимости выпускаемых товаров и соответственно к снижению розничной цены.

В связи с чем необходимо установить со стороны государственных органов контроль за выполнением законов и положений о фирменной торговле.