главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ковальская А.С.

Автомобильно-дорожный институт государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет», г. Горловка, Украина

Проблемы и перспективы подготовки специалистов по логистике в вузах и на предприятиях Украины

В условиях перехода Украины к рыночной модели экономики у предприятий появилась возможность самостоятельно планировать основные направления и условия своей деятельности, определять организационные формы управления, выбирать вид хозяйственной деятельности, распоряжаться трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами, выбирать себе деловых партнеров.

В вузах преподаются по сути лишь основы логистических знаний. Необходимо разработать систему прохождения студентами программы стажировок и практик в компаниях. Для сравнения, в университетах Европы производственная практика занимает половину времени, отведенного на образование в области логистики. Необходимо совершенствовать методики преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Наблюдается недостаток квалифицированных преподавательских кадров [1].

Необходимо разрабатывать программы обучения и повышения уровня квалификации сотрудников службы логистики компании на плановой основе. Это исключит ошибки специалистов в выполнении операций, что в дальнейшем позволит исключить возникновение проблем в ходе выполнения заказа, сбои в общем логистическом процессе, повысить уровень качества обслуживания, расширить рынок потребителей и, в конечном счете, повысить репутацию компании.

Необходимо обеспечить первоочередное обучение и повышение уровня квалификации сотрудников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов клиентов компании.

На рынке в целом существенно выросли требования к уровню подготовки и квалификации специалистов по складской и распределительной логистике. Этому весьма способствуют наблюдаемые тенденции: рост складских затрат за счет зарплат складского персонала и арендных ставок, усложнение работ на складе (увеличение ассортимента, доли срочных и мелких заказов, снижение размеров минимальной партии отправки), ускорение прохождения товара по цепочке поставок. Большую роль в эффективности организации бизнеса начинает играть современное программное обеспечение. Но его использование на складе и в цепочке поставок подразумевает гораздо более высокий уровень квалификации складского персонала, занимающегося учетом и планированием работ [1].

Специалистов катастрофически не хватает. Всё большее количество компаний осознают роль логистики как инструмента повышения конкурентоспособности предприятия. Но при этом количество специалистов по логистике, выпускаемых вузами, настолько невелико, что практически не влияет на рынок. Ситуацию несколько смягчает сравнительно большое количество случаев переквалификации в логистиков бывших математиков, инженеров. У них сформированы навыки использования математического аппарата, системного подхода к решению задач.

В целом можно отметить рост популярности профессии логистика. Причины налицо — очень большой дефицит кадров, в перспективе — стабильность занятости и карьерного роста, достаточно высокая престижность профессии.

Очевидно, что решение кадровой проблемы, которая непременно возникнет или уже возникла в компаниях, чья деятельность связана с логистикой, непосредственно связано с обучением персонала. Но при этом у каждого свои цели при обучении, свой "стартовый уровень". Мое мнение — обучать нужно специалистов всех уровней, включая младших специалистов. Пока говорить о всеобщей готовности компаний инвестировать в персонал, пожалуй, рановато. Но тенденция увеличения внимания компаний к обучению своего персонала имеет место.

Руководителям и ключевым специалистам целесообразно периодически принимать участие в открытых семинарах и круглых столах, посещать профильные выставки и конференции. Это нельзя назвать обучением — скорее обменом опытом и возможностью быть в курсе новых тенденций в своей области. Естественно, нужно читать профильную литературу, найти которую сейчас — не проблема.

Специалисты среднего звена могут с пользой для себя и компании проходить обучение как на открытых, так и на корпоративных тренингах. В Украине работают несколько бизнес-школ и тренинговых агентств высокого уровня, способных оправдать ожидания слушателей и их работодателей [2].

Также сейчас развивается направление консалтинга и обучения персонала у компаний-поставщиков программного обеспечения для логистики.

Делая вывод, можно сказать, что вопрос о повышении уровня квалификации специалистов по логистике является актуальным как для предприятий так и для страны в целом.

Литература

1. [сылка более недоступна}