Каталог статей

Рыбаков Р.А.

Проблемы совершенствования маркетинговых механизмов развития туристской инфраструктуры

Современные процессы глобализации и государственного регулирования экономики характеризуются необходимостью решения инфраструктурных проблем не только на региональном уровне, но и в отраслевом аспекте. Современная туристская индустрия входит в число восьми важнейших факторов формирования конкурентных преимуществ и достижения устойчивого экономического роста. Вместе с тем,  развитие туристской отрасли является приоритетным в обеспечении необходимых условий функционирования других отраслей экономики, которые сдерживают возможный экономический рост отдельно взятых регионов, ослабляют российский потенциал на мировом рынке разделения труда (туристских услуг), что в немалой степени занижает конкурентные преимущества России в мировой экономике.

Современный маркетинг в туризме – это комплексная система менеджмента при функционировании туристских фирм на стадии разработки спектра инновационных туристско-экскурсионных услуг, их формированию и ретрансляции, хрестоматийная цель которых – получение прибыли и прироста ее при одновременном росте качества туристского продукта и мониторинга процессов, осуществляемых на мировом туристском рынке.

Неуклонный рост и трансформация туристского рынка создают реальные предпосылки к конкурентным преимуществам в этой отрасли. В условиях жесткой конкуренции туристические фирмы повышенное внимание уделяют удовлетворению растущих потребностей клиентов. У компаний, которые не работают в этом направлении реальные перспективы отсутствуют. Поэтому индустрия отдыха и путешествий испытывает постоянно дефицит профессионалов в маркетинге, осознающие глобальность проблем с одной стороны и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга, - с  другой для достижения позитивного маркетингового эффекта необходима экономически обоснованная координация взаимодействия маркетинга, различных организаций и предприятий. Поэтому концепция маркетинга в туризме носит системный и комплексный характер.

Проблемы развития туристской и транспортной инфраструктуры России, рассматриваемой в качестве важнейшей функциональной подсистемы в системе управления экономикой страны или отдельного региона, в контексте поиска и принятия наиболее целесообразных решений на всех иерархических уровнях, являются на сегодняшний день первостепенными, что тесно сопряжено с выполняемой транспортом ролью как важнейшей инфраструктурной отраслью экономики, от эффективного функционирования которой зависит благосостояние и экономический рост всей национальной экономики.

В таких условиях актуальной становиться разработка новых, адаптивных, главным образом, маркетинговых механизмов развития туристской инфраструктуры, а так же использование маркетингового подхода при исследовании проблем развития туристской инфраструктуры и формировании стратегических программ развития, предопределяющего изучение уровня адекватности туристического комплекса и характера его реагирования на социально-экономические требования времени. Маркетинговое обеспечение исследования проблем развития туристской инфраструктуры в современных условиях развития позволит оперативно выявлять фактическое состояние регионального туристского рынка и его прогнозные значения, формировать подсистему стратегического планирования, формирующую рациональный уровень сервиса туристских услуг.

Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в том, что в глобальной экономике и менеджменте маркетинг затрагивает интересы каждого гражданина страны. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень и качество жизни.

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей социальной инфраструктуры. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные отрасли экономики, что способствует формированию конкурентоспособной туристической индустрии.    

             На современном этапе развития экономики очевидно, что маркетинг в туризме является базовым элементом рыночной инфраструктуры.          

В современных условиях стратегической модернизации экономики значимость дальнейшего развития методологии и теории функционирования туристской инфраструктуры на основе маркетингового подхода формирования стратегий развития инфраструктуры и отрасли в целом многократно возрастает. Стратегия развития туристской отрасли, дающая возможность повысить конкурентоспособность  туристской индустрии, интегрироваться в  мировой рынок туристских услуг, решить целый комплекс социально-экономических проблем региона, приобретает особое значение, становится инструментом модернизации не только туристской инфраструктуры, но и экономики в целом. При этом маркетинговый подход стратегического развития позволяет учесть всю совокупность потенциальных преимуществ и возможных угроз функционирования туристской инфраструктуры, влияющих на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост.