главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

К. с.-х. н. Астафьева О.М.

Уральский государственный лесотехнический университет, Россия

Методы управления поставщиками

Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качеству управления, характеру решаемых задач, а также методам их решения. Необходимо рассматривать задачу управления закупками больших предприятий только через призму понимания современных логистических систем. Так как «Закупки» являются основным элементом логистической системы, то необходимо установить приемлемые для организации способы управления поставщиками, усиливающие гарантии качества. К ним относятся меры, связанные с одобрением поставщика или обоснованным ужесточением требований к его поставкам, инициирующие у поставщика процесс непрерывных улучшений.

Рассмотрим следующие методы управления поставщиками:

- выбор и оценка поставщика;

- выбор метода входного контроля;

- перенос входного контроля на выходной контроль поставщика;

- аудит «второй стороны» поставщика;

- стандартизация качества закупаемой продукции.

Для выбора и оценки поставщика специалисты отдела закупок осуществляют обзор рынка материально-технических ресурсов и выявляют потенциально возможных поставщиков. Для получения необходимой информации с поставщиками устанавливается связь, а также используются разнообразные источники.

На основе составленного списка зарегистрированных и согласованных коммерческих предложений от возможных поставщиков, информации о возможном поставщике производится составление реестра поставщиков.

При выборе поставщика организации применяют различные критерии. Однако три из них относятся к категории основных и используются практически всеми. Это следующие критерии выбора поставщика:

- стоимость приобретения продукции или услуг;

- качество приобретаемых товаров или услуг;

- надежность поставщика.

Кроме основных критериев выбора поставщика существуют и прочие критерии, количество которых определяется организацией самостоятельно. Каждый критерий оценивается по выделенным показателям.

К ним можно отнести: уровень организации поставок, степень лояльности поставщика, перспективность поставщика, состояние производственного оборудования, технология, «ноу-хау», квалификация руководства и сотрудников, компетентность, активная работа в пользу интересов заказчика, политика ценообразования/адаптация к изменениям на рынке.

По утвержденным критериям специалист по закупкам рассчитывает рейтинг поставщиков. Окончательный выбор поставщика осуществляется лицом или комиссией, принимающей соответствующее решение. Выбранные поставщики вносятся в перечень утвержденных или одобренных поставщиков [1, 2, 3].

Все одобренные поставщики должны с установленной периодичностью проходить переоценку для подтверждения обоснованности включения их в утвержденные перечни поставщиков в порядке, аналогичном первичной оценке, с использованием тех же критериев.

Конкурсные торги (тендеры) проводят в случае, если предполагается закупить материальные ресурсы на значительную денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и организацией.

Проведение тендера включает следующие этапы: разработка тендерной документации; публикация тендерной документации; получение тендерных предложений; оценка тендерных предложений; подтверждение квалификации участников торгов; обсуждение предложений и присуждение контракта.

Тендерная документация, как правило, имеет довольно большой объем и исполняет ряд важных функций, а именно:

- инструктирует участников тендера о процедуре торгов;

- дает описание закупаемых товаров или услуг;

- устанавливает критерии для оценки предложений;

- определяет условия будущего контракта.

По итогам проведения конкурса определяется наилучшие поставщики, с которыми заключаются договора о дальнейшем сотрудничестве.

Выбор метода входного контроля. Под входным контролем следует понимать контроль качества продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции.

Основными задачами входного контроля являются:

- получение с большой достоверностью оценки качества продукции, предъявляемой на контроль;

- установление соответствия качества продукции установленным требованиям с целью своевременного предъявления претензий поставщикам, а также для оперативной работы с поставщиками по обеспечению требуемого уровня качества продукции;

- предотвращение запуска в производство или ремонт продукции, не соответствующей установленным требованиям.

Решение о необходимости введения, ужесточения, ослабления или отмене входного контроля принимает заказчик на основании особенности, характера и назначения продукции или результатов входного контроля продукции за прошедший период или результатов ее эксплуатации (потребления).

Входной контроль рекомендуется проводить по параметрам (требованиям), установленным в нормативно-технической документации на контролируемую продукцию. Результаты входного контроля фиксируется в учетных журналах или сопроводительных документах. В необходимых случаях допускается маркировка (клеймение) продукции, прошедшей входной контроль [3].

Перенос входного контроля на выходной контроль поставщика. В данном случае устанавливается общая система контроля с поставщиками, чтобы гарантировать, что требования заказчика выполнены и проверены до отгрузки. Система качества поставки должна гарантировать, что документация, используемая для изготовления, контроля, приемки изделий, соответствует требованиям заказчика согласно договору, контракту. Поставщик обязан предоставить свободный доступ заказчика к документации и, по запросу заказчика, обязан предоставить требуемую документацию заказчику.

Перенос входного контроля на выходной контроль поставщика способствует:

- сокращению времени проведения входного контроля заказчиком;

- сокращению затрат на проведение входного контроля;

- налаживанию доверительных, партнерских отношений с поставщиком.

Применение данного метода управления поставщиками возможно только с проверенными и зарекомендовавшими себя положительно поставщиками.

Оценка поставщика или «Аудит второй стороной» это общепринятый во всем мире механизм общения между производителем и поставщиком. Если заказчик хочет удостовериться в качестве поставляемой ему продукции или услуг на основании объективной оценки производства партнёра, он может, с согласия руководства проверяемой компании, заказать проведение «аудита второй стороной» компетентной организацией. По результатам проведенной проверки экспертной комиссией оформляется подробный отчет о состоянии производства, который предоставляется обеим сторонам, т. е. заказчику и поставщику.

Целью аудита является получение следующих результатов:

- достижение понимания поставщиком роли гарантий качества продукции в своем звене цепочки поставок и принятие на себя ответственности;

- проведение поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных заказчиком в отношении его системы управления или качества продукции;

- получение поставщиком стабильной обратной связи от системы управления заказчика.

В ходе аудита поставщик передает и получает информацию, которая подразделяется на три группы: факты, необходимые заказчику для анализа деятельности поставщика, информация, требуемая поставщику для его процесса улучшений, факты, которые нужны обеим сторонам для планирования корректирующих действий, об оценке способности поставщика поставлять качественную продукцию/услуги и систематически совершенствовать качество.

Стандартизация качества закупаемой продукции. Отдел закупок определяет перечень унифицированных продуктов, использующихся при изготовлении или производстве нескольких видов продукции и удовлетворяющих требованиям организации. При этом эффективность закупки возрастает за счет более низких цен (количественных скидок), уменьшения затрат на обучение персонала и обслуживание оборудования при эксплуатации. Организация может выдвинуть по отношению к своим поставщикам требование по соответствию тем или иным стандартам.

Выбор и применение конкретных методов управления поставщиками осуществляется в зависимости от стратегии управления закупками и уровня развития организации.

Литература:

1. Вагнер Ш.М. Управление поставщиками - М.: Изд-во КИА-центр, 2006.-136 с.

2. Миротин Л.Б. Логистическое администрирование: учеб. пособие – М.: Экзамен, 2003.-480 с.

3. Саркисов С.В. Управление логистическими цепями поставок: учеб. пособие. – М.: Дело, 2006. – 368 с.