Каталог статей |
Курмакаева Елена Шамилевна Мультипликативное свойство машиностроенияМашиностроительный комплекс, обладая мультипликативным свойством, обеспечивает распространение достижений научно-технического прогресса в хозяйственную практику народного хозяйства, обладая огромным потенциалом, он способен обеспечить экономику оборудованием, адаптированным к более высоким требованиям инновационных технологий, предназначенных для применения во всех остальных отраслях. Необходимое условие создания принципиально новой техники для отраслей-потребителей - инновационное воспроизводство основного капитала на машиностроительных предприятиях. Ускорение этого процесса способствует в итоге переходу всей экономики на инновационный тип развития, как способ экономического роста, который предполагает переход производительных сил на новую ступень развития, прогресса.В отечественной экономической науке инновационное воспроизводство основного капитала является относительно новым понятием. Его распространение вызвано высокими темпами научно-технического прогресса и возрастающими требованиями экономики. Инновационное воспроизводство предполагает формирование основного капитала на основе внедрения прогрессивных средств труда, систем машин, новых технологий, соответствующих последним достижениям науки и техники, способствующих росту производительности труда, экономии ресурсов и так далее. Первостепенная роль в этом процессе принадлежит машиностроительным предприятиям. Сегодня состояние основного капитала машиностроительных предприятий является основным фактором, ограничивающим возможности повышения конкурентоспособности производства не только самого машиностроительного комплекса, но и промышленности в целом. Высокая степень физического и морального износа основного капитала, неблагоприятная возрастная его структура, неконкурентоспособность большей его части являются сегодня сдерживающим фактором в ускорении обновления активной части основного капитала, повышении производительности труда во всех отраслях народного хозяйства. Процесс перехода России к рыночной экономике тяжело отразился на машиностроении. За годы реформирования произошел процесс дезинтеграции науки и производства. Как результат на сегодняшний день в нашей стране не существует единого потока – от научной идеи через научно-технические разработки и опытные образцы к новым технологиям и массовому производству. Медленно идет процесс создания новых машин и оборудования и их продвижения в практику, что ограничивает возможности инновационного воспроизводства основного капитала. Практически вся наука и научное обеспечение находятся в ведении государства, а сфера производства, как область внедрения научных достижений, децентрализована. В результате образовался существенный разрыв между производством и научной сферой, сократить который возможно путем реализации государственной инновационной политики, направленной на формирование благоприятных правовых, организационных и экономических условий для эффективного освоения в производстве новейших научно-технологических и технических достижений. Основная задача государственного регулирования - содействие процессу интеграции науки с производством. Непосредственной государственной поддержки требует стадия научной разработки инновационной техники и технологий, поскольку рынок уже доказал свою несостоятельность в вопросах ее финансирования. Привлечение инвестиций в сферу НИОКР и финансовая поддержка со стороны государства помогут созданию в ней объектов основного капитала для машиностроительных предприятий, соответствующих последнему слову науки. Таким образом, на стадии создания и продвижения инноваций к машиностроительным предприятиям на макроэкономическом уровне должны быть реализованы такие функции, как: - стимулирование, а также прямое финансирование развития фундаментальной и прикладной науки; - информирование предприятий-потребителей о продукции научно-технических учреждений; - подготовка квалифицированных кадров, способных не только создавать инновации, но и использовать их в процессе производства. По мнению экспертов сейчас практически нигде не готовят специалистов, способных быть наладчиками современных автоматизированных станков и технологических линий. Государство фактически самоустранилось от решения этой задачи – большинство учебных заведений готовит совершенно не тех специалистов, которые нужны для повышения эффективности системы воспроизводства основного капитала. В ходе реформ государство резко сократило расходы на исследования и разработки, что закономерно сопровождалось ощутимым сокращением численности научных организаций. Сегодня государство должно восполнить этот пробел, стимулируя развитие малых предприятий в научно-технической сфере. Решение проблемы – в развитии соответствующих элементов инфраструктуры поддержки малых технологических предприятий, становление и стартовое развитие которых, как показывает мировая практика, не может эффективно осуществляться без государственной поддержки. На старте молодые инновационные компании не владеют необходимыми для построения бизнеса ресурсами. Способом поддержки в данном случае может стать развитие венчурного инвестирования. Венчурный капитал может быть использован для финансирования не только начального развития компании, но и рискового обновления основного капитала машиностроительных предприятий через финансирование новых производственных линий. В дореформенный период государство оказывало предприятиям значительную поддержку в техническом перевооружении производства путем финансирования из бюджета, как государственных научно-технических программ, так и отдельных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Сегодня формирование конечного результата сферы НИОКР еще не означает, что он однозначно перейдет в сферу производства, став элементом системы воспроизводства основного капитала предприятия. Трансформация экономики обусловила ликвидацию централизованных фондов развития науки и техники, что привело к резкому сокращению финансирования внедрения перспективных инноваций. Основными источниками финансирования инноваций, как и инвестиций в основной капитал, являются собственные средства предприятий. Низкая инновационная активность машиностроительных предприятий обусловлена тем, что период от разработки новой продукции до освоения ее выпуска достаточно длительный, следовательно, отдача вкладываемых средств возможна только в перспективе. Необходимо повышение заинтересованности предприятий в освоении инноваций, предопределяющих замену основного капитала. Стимулом может послужить льготное налогообложение соответствующих предприятий. В настоящее время государство осуществляет прямое финансирование научных разработок и научно-технических преобразований производственного аппарата путем распределения государственных финансовых средств на конкурсных началах через федерально-целевые программы. Однако, как отмечает Л. Зотова в своем исследовании, «конкурсы проводятся раздельно по НИОКР и капитальным вложениям, и нет никакой уверенности, что выигрывают конкурс одни и те же цели и инновационные проекты». Необходимо финансирование инновационных проектов целостно, от идеи до внедрения. С целью восстановления связей между наукой и производством, обеспеченных дополнительными инвестиционными ресурсами, государству необходимо в дальнейшем поддерживать и стимулировать создание и развитие таких интегрированных структур, как финансово-промышленные группы, что является одним из условий активизации воспроизводства основного капитала. Именно такие объединения могут стать «точками роста», поощрение и финансовая поддержка которых способна принести наибольшие экономические результаты. В машиностроении зарегистрировано наибольшее количество ФПГ. Существенным фактом, свидетельствующим в пользу подобных структур, является тенденция к увеличению общего объема основного капитала, обусловленная значительной долей инвестиций, направляемых на его воспроизводство (более 50% всех инвестиций в нефинансовые активы). Можно отметить следующие условия, стимулирующие расширенное воспроизводство основного капитала на машиностроительных предприятиях, входящих в ФПГ: - для машиностроения характерен вертикальный тип интеграции, что способствует сокращению трансакционных издержек, повышению прибыли и рентабельности производства; - деятельность ФПГ осуществляется при обязательном участии кредитно-финансовых институтов, что позволяет концентрировать инвестиционные ресурсы и направлять их на решение важнейших задач; - ФПГ включают в свой состав участников, действующих в сфере НИОКР, что создает потенциал новых технических возможностей. Также с целью активизации инновационного воспроизводства основного капитала, основанного на кооперировании машиностроительных предприятий, организаций научно-технической сферы и образовательных учреждений важна государственная поддержка развития технополисов, технопарков, техноцентров. Задача государства – формирование благоприятных условий, задача региональных органов власти – содействие созданию подобной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию соответствующих результатов НИОКР. Машиностроительный комплекс является «центральным звеном», индуцирующим распространение достижений научно-технического прогресса в хозяйственную практику народного хозяйства, он способен обеспечить экономику оборудованием, адаптированным к более высоким требованиям инновационных технологий, предназначенных для применения во всех остальных отраслях. Сегодня, учитывая особенности конкурентной борьбы на мировых рынках и необходимость занять достойное место среди индустриальноразвитых стран, усилия государства должны быть направлены на стимулирование технологического прорыва, в основе которого - кардинальное обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий на базе использования инновационных технологий и реализации имеющихся научных заделов, существенное повышение эффективности основного капитала, путем создания механизмов взаимодействия науки и производства и поддержки инновационного бизнеса. В результате инновационное воспроизводство основного капитала машиностроительных предприятий обеспечит переход экономики на новый уровень развития. Список литературы: 1. Зотова, Л. Инновации как объект государственного регулирования / Л. Зотова, О. Еременко // Экономист.- 2004.- №7.– С.34-40. 2. Цветков, В. Финансово-промышленные группы: накопленный опыт и тенденции развития / В. Цветков // Экономист.- 2004.- №3. - С. 41-51. 3. Романенко С. Преодоление кризиса в отраслях машиностроения – условие экономического и инновационного подъема стран СНГ / С.И. Романенко // Инновации. – 2008.- №2.-С.65-73. 4. Семенова А. Развитие машиностроения – основа струтктурной модернизации / А. Семенова, А. Логинов // Экономист.-2008.- №7.-С.48-54.
|