Каталог статей

Бережная О.В.

Региональный транспортный комплекс как территориальная социально-экономическая система

В целом следует отметить, что понятие пространства наиболее соответствует междисциплинарным и общенаучным исследованиям; понятие территории охватывает географическую область знаний; понятие региона наиболее специфично для экономической и социальной науки.

В наиболее общем случае региональная социально-экономическая система рассматривается как элемент системы более высокого порядка, структурно организованная в соответствии с целями и задачами, определяющими направления ее развития, имея при этом специфические, присущие только ей свойства и выполняя соответствующие функции.

Территориальная социально-экономическая система – понятие, часто используемое в двух смежных научных направлениях: социально-экономической географии и региональной экономике. Она представляет собой  иерархически организованную, целостную пространственную систему, включающую функционально-структурные эффективно взаимодействующие разноуровневые  подсистемы, сформированную под воздействием природных и общественных факторов на определенной территории,  которые объединены общей целью развития и связаны системообразующими отношениями.

Региональный транспортный комплекс ­– это многоотраслевой комплекс транспортных отраслей региона, включающий в себя хозяйствующие субъекты транспорта, транспортно-логистические структуры, региональные отраслевые органы управления, инфраструктурные институты, взаимосвязанные между собой и функционирующие на базе единых законодательных норм и нормативов.

Прежде всего, необходимо отметить причину, по которой мы рассматриваем РТК как часть ТСЭС, а не региональной СЭС. Транспорт – это одна из отраслей, являющихся частью именно территориальной организации хозяйства, это отрасль, представляющая собой своеобразный физический, материальный каркас для социально-экономической системы территории или региона, в узлах которого стоят крупные транспортные узлы, городские агломерации. Функционирование РТК тесно связано не только с экономическими условиями, социальными аспектами, но и с особенностями рельефа региона (территории).

РТК, как и любой экономический объект, подвержен влиянию внешних факторов: с одной стороны, факторов экономических и  социальных, образующих внутрирегиональные и межрегиональные связи и структуры; с другой стороны – географических и природных факторов, образующих территориальные особенности функционирования. Будучи элементом экономики региона (т.е., элементом региональной СЭС), РТК не ограничен в физическом и материальном плане исключительно границами субъектов. Он как раз и служит тем звеном, которой связывает различные регионы между собой. С одной стороны, нельзя рассматривать РТК в отрыве от межрегиональных связей, с другой стороны, развитие отдельных инфраструктурных объектов и местных перевозчиков оказывает первостепенное влияние на уровень развития конкретного региона (территории).

По нашему мнению, означенная выше противоречивость роли РТК в экономике территорий и регионов обуславливает использование в анализе обоих терминов, т.к. именно их взаимное дополнение определяет наиболее полную характеристику РТК. Анализ РТК только как элемента РСЭС не позволяет учитывать географический и межрегиональный аспекты, тогда как исследование его как подсистемы ТСЭС наиболее полно отразит роль и место РТК в экономике территории и его внешние связи.

Исследование РТК как пространственной СЭС позволяет максимально использовать не только экономические и социологические научные разработки, но и опираться на общенаучные концепции, характеризующие пространство.

Описание процесса функционирования РТК может быть получено через состояние системы. Под состоянием системы мы понимаем множество значений параметров (внешних и внутренних характеристик), определяющих ход процессов, происходящих в данный момент. Кроме того, являясь частью ТСЭС, РТК представляет собой ее подсистему и в полной мере обладает свойствами и характеристиками системы. Прежде всего, необходимо отразить те априорные свойства РТК, которые определяют его как систему:

- целостность, означающая обязательное влияние изменений одного компонента системы на другие и на систему в целом. Действительно, изменение свойств отдельных транспортных организаций, объектов транспортной инфраструктуры или органов регионального управления транспортом влечет изменения в направлениях и объемах денежных потоков в транспортной отрасли, бюджетных средств, объемов перевозок и их распределения между субъектами регионального транспортного рынка и т.д.;

- иерархичность, подразумевающая наличие систем более высокого и более низкого порядка. Так, система РТК может быть рассмотрена как подсистема российской транспортной системы, подсистема ТСЭС; в свою очередь, в структуру РТК входят подсистемы муниципального транспорта и каждого отдельного транспортного предприятия (рисунок 1);

- интегративность (эмерджентность), которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов, и наоборот;

- синергичность - максимальный эффект деятельности системы будет достигнут за счет максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для достижения общей цели. Наибольший эффект от деятельности АТО региона будет достигнут за счет их слаженной работы. Проблема взаимодействия различных видов транспорта в крупных транспортных узлах является предметом изучения различных областей экономической науки. Решение этой проблемы – объект управления в каждом регионе. Деятельность транспортных узлов зависит от функционирования экономики конкретного региона. Синергитический эффект характерен для относительно новой институциональной структуры региональной экономики – транспортных кластеров;

- целенаправленность, определяющая наличие целей системы, превалирующих над целями каждого отдельного элемента. Стратегические цели РТК являются определяющими для деятельности всех его объектов и не могут быть поставлены ниже тех целей, которые намечены отдельными струткурами;

- альтернативность путей функционирования и развития, подразумевающая выбор стратегических альтернатив, гибкость системы под влиянием внешних обстоятельств;

- структурность – декомпозиция РТК возможна в разрезе отдельных транспортных организаций, которые могут функционировать, перемещая свои транспортные средства, грузы и пассажиров на иную территорию; а также в разрезе крупных транспортных узлов, муниципальных и субрегиональных транспортных комплексов и т.д.;

- коммуникативность подразумевает существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии. Иерархичность взаимосвязей РТК со средой существует как внутри отрасли (мировая транспортная система → транспортная система страны → РТК → транспортные комплексы муниципальных и субрегиональных образований → транспортные кластеры и объединения транспортных организаций → отдельные транспортные организации), так и в рамках взаимодействия с РСЭС (СЭС мира → СЭС страны → ТСЭС → РСЭС → РТК → транспортные организации → потребители транспортных услуг (физические и юридические лица);

- адаптивность, предполагающая адаптацию параметров системы к изменяющимся условиям внешней среды. Функционирование РТК подвержено влиянию как мезосреды (регион, отрасль), так и макросреды; меняющиеся условия функционирования (финансирование, потребности потребителей транспортных услуг, конкуренция, инновации в сфере транспорта и т.д.) требуют от РТК гибкости и изменения внутренней среды для достижения максимальных результатов деятельности;

- надёжность, т.е. способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени. Функционирование РТК в определенных условиях, не изменяющихся в течение некого периода времени, обуславливает стабильность деятельности его объектов (организаций) и, как следствие, стабильность всей системы;

- обособленность РТК от РСЭС определяется отраслевыми параметрами и взаимодействием с потребителями рынка транспортных услуг, от транспортной системы страны – территориальная обособленность.

Таким образом, РТК обладает всеми рассмотренными свойствами системы. Кроме того, нами были уже проанализированы причины отнесения РТК к структурным элементам ТСЭС. Следовательно, мы можем признать РТК подсистемой ТСЭС.