главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
д.э.н. Бутрин А.Г. студент Антоненко Е.В. Южно-Уральский Государственный Университет, Россия Идентификация сущности и взаимосвязи затрат на предприятииЛогистические затраты – наиболее трудные для расчетов затраты предприятия. Рассматривая их, мы неминуемо сталкиваемся с двумя трудностями: неоднозначностью критериев отнесения затрат на логистические и сложностью их определения в классическом бухгалтерском учете. Традиционно существует две точки зрения на состав логистических затрат предприятия. В первой к логистическим относят затраты ресурсов, направленных на выполнение исключительно классических логистических функций: внешнюю и внутреннюю транспортировку, складирование, содержание товарно-материальных запасов, логистические администрирование и др. Мы же придерживаемся иной точки зрения и полагаем, что логистические затраты не могут ограничиваться лишь вышеперечисленными элементами. Помимо стандартных составляющих логистических затрат, мы предлагаем рассматривать также и затраты финансовой логистики – логистики движения финансовых потоков. В них следует включать затраты на иммобилизацию средств в запасы и дебиторскую задолженность, связанные затраты, а также потери от предоставления скидок и ухода покупателя/поставщика. Общий состав логистических затрат, по нашему представлению, выглядит следующим образом.
При дальнейшей детализации структуры логистических затрат мы сталкиваемся со следующим вопросом: как они соотносятся с классическими (следует отметить, что под классическими затратами мы понимаем затраты, принимаемые к учету в РСБУ)? Нельзя говорить о том, что логистические затраты – это подмножество традиционных, так как часть их элементов не совпадает. Скорее их соотношение – это пересечение множеств (рис.2). На рисунке также показано соотношение указанного вида затрат с потерями и трансакционными затратами и приведены примеры соответствующих расходов.
Значительный интерес, на наш взгляд, представляют затраты, находящиеся в области пересечения множеств затрат. Их состав представлен в таблице 1. Таблица 1 – Состав затрат, относящихся к нескольким множествам затрат
Как видно из таблицы, немалая часть затрат может отнесена к двум и более множествам, что может привести к их дублированию. Отнесение затрат к той или иной группе весьма субъективно и зависит от политики предприятия, отрасли деятельности и даже от страны, в которой находится предприятие. Между тем этот вопрос является крайне важным для организации, так как позволяет в конечном счете оценить эффективность логистического управления. Логистические затраты составляют значительную часть общих затрат предприятия, в США общие логистические затраты (учитывались лишь затраты на выполнение традиционных логистических функций) в 2010 составили 8,28% от объема продаж и 8,3% от ВВП, в Европе по данным на 2009год они составляют (без учета имплицитных издержек) 7,15% от ВВП. К сожалению, подобные исследования в России пока не проводились, однако учитывая географию перевозок и некоторые специфические черты российской логистики, можно с уверенностью предположить, что их доля в составе общих издержек значительна Мы полагаем, что для наиболее точной и объективной оценки в состав логистических необходимо включать и ту часть затрат, которая входит в смежные множества затрат, и те затраты и потери, которые объективно существуют, но не учитываются в российской отчетности. Особое внимание следует уделить затратам, которые не принимаются к учету в РСБУ – потери от ухода поставщика/покупателя, связанные затраты, затраты на иммобилизацию средств в запасах, издержки оппортунистического характера и т.д. Объективные данные по величине и составу логистических затрат позволяют выявить слабые стороны логистического менеджмента, устранить их и высвободить резервы оптимизации затрат, что в конечном счете приведет к увеличению прибыли предприятия. Литература: 1. Сергеев, В.И. Логистика: учебник / под ред. В.И. Сергеева.- М.: Эксмо, 2008.- 944 с. 2. Бутрин, А.Г. Моделирование цепи поставок промышленного предприятия: учебное пособие / А.Г. Бутрин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010.–184 c. 3. Гарнов, А.П. Логистика и управление цепями поставок: концептуальные и стратегические аспекты/ А.П. Гарнов, И.О. Проценко. - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2009. - 96с. 4. Бутрин А.Г., Антоненко Е.В: Формирование эффективной цепи издержек // VII Южно-Российский логистический форум: сб. науч. тр. - Ростов-на Дону, 2010. – С. 39-43. 5. Logistics costs and service 2010: annual global conference 2010. [сылка более недоступна} | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||