Каталог статей

Городецкая Т.Э.

Институциональные основы регулирования доходов населения в условиях трансформационных процессов

Коррупция стала предметом экономических исследований, начиная с 50-х годов прошлого века. В последние годы наблюдается рост как общего количества исследований, посвященных коррупции, так и рост доли экономических исследований этой проблемы. Внимание экономистов к этой проблеме обусловлено тем, что коррупция оказывает непосредственное влияние на экономические отношения, влияет на перераспределение экономических ресурсов, эффективность государственного регулирования и др.

О наличии высокого уровня коррумпированности в Украине свидетельствуют индексы коррумпированности, исчисляемые многими международными организациями. Так, например, по данным Transparency International Украина в 2009г. имела индекс восприятия коррупции, который равнялся 2,2 баллов, что указывает на значительный уровень коррумпированности страны. В целом, начиная с 1998 г., индекс восприятия коррупции для Украины колебался в пределах 1,5 – 2,8 баллов. На высокий уровень коррумпированности Украины указывают также данные и других международных организаций, занимающихся исследованием этой проблемы. Так, например, по данным Freedom House в Украине в 2008 и 2009 гг индекс коррумпированности составлял 5,75 баллов (индекс коррумпированности, исчисляемый Freedom House изменяется от 1 до 7, где 1 – коррупция отсутствует, 7 – наибольший уровень коррумпированности) [1].

Явление коррупции в известном смысле слова носит "антиинституциональный" характер, поскольку нацелено не на соблюдение норм и правил, а, напротив, на их нарушение. Однако неустранимый характер данного явления позволяет предположить, что какие-то его аспекты обладают устойчивой, как минимум, псевдоинституциональной природой. Поэтому гипотеза о коррупции как институте имеет право на существование.

Основной постулат современного институционализма – ведущая роль политической сферы, государства в экономическом развитии. Возникновение коррупции относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований. Потому люди привыкли оценивать коррупцию как социальный феномен, социальное явление или социальное зло, порожденное самим обществом и общественными отношениями.

Социологи рассматривают коррупцию в современном обществе как социальный институт и как элемент системы управления, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами – политическими, экономическими, культурными [2, с. 822].

Необходимо отметить, что спрос на коррупционные услуги со стороны клиента обусловлен, с одной стороны, наличием институциональных факторов возникновения и распространения коррупции, с другой стороны – наличием факторов упрощения заключения коррупционного соглашения. Предложение коррупционных услуг со стороны коррумпированного чиновника обусловлено действием двух факторов: степенью прозрачности формальных правил и размерами дискреционных полномочий чиновника.

Коррумпированная бюрократия заинтересована в возможности порождать специфическую асинхронность и неопределенность рыночных обменов путем неожиданных изменений существенных условий хозяйствования. Потому стабильность существующих условий хозяйствования, осведомление общества и бизнеса о порядке и сроках существенных изменений, прозрачность разработки этих изменений являются более или менее надежным средством профилактики коррупции государственных функций.

Минимизация системной коррупции в государстве с культурой, потворствующей этому заболеванию – задача не одного поколения людей. Кроме того, по мере усиления давления системной стратегии, коррупция начинает принимать все более и более изощренные формы. В подобном случае необходима стратегия, которая могла бы самовоспроизводится. Иными словами, одним из основных требований, предъявляемых к стратегии в таких условиях, является требование аккумулирования накопленного опыта и использование его для борьбы с коррупцией в дальнейшем.

Для того чтобы минимизировать уровень коррупции в стране, необходимо четкое соблюдение трех основных условий [3]:

 1. Развитие демократии и информационной прозрачности всех сфер государства.

 2. Развитие правовой сферы и соблюдение принципа разделения властей.

 3. Развитие гражданского общества, социальной инициативы и ответственности.

Таким образом, проблема коррупции имеет не столько правовой, сколько социально-экономический характер. В этих условиях важным направлением антикоррупционной стратегии общества должно стать создание благоприятной институциональной среды, ориентирующей субъекты хозяйствования на взаимодействие с государственными институтами, направленное на цели социальной солидарности и ответственности.  

Литература:

1. Абрамов Ф. Экономическое содержание коррупции: институциональный поход [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  [сылка более недоступна}

2. Институциональная архитектоника и динамика экономических преобразований / Под ред. д-ра экон. наук А.А. Гриценко. – Х.: Форт, 2008. – 928 с.

3. Уткин Е. Коррупция в России это социальный институт [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  [сылка более недоступна}