главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Голубовская В.В., генеральный директор компании «Мультикарта ИСС», Шумаев В.А., доктор экономических наук, профессор, МГУПИ Создание единой информационно-расчетной системы авиаперевозок пассажировПредставлен проект создания единой информационно-расчетной системы авиаперевозок пассажиров на базе организации управляющей компании, находящейся на территории Российской Федерации и выполняющей функции оптимизации пассажирских потоков на основе использования электронных билетов. Информация, пассажиропоток, электронный билет, аэропорт, инфраструктура, информационная безопасность Одним из важнейших направлений сервиса являются авиационные перевозки. Ранее они осуществлялись без применения компъютерной техники на основе приобретения бумажного билета, далее прохождения регистрации традиционным способом, осуществление перелета, послеполетной регистрации (на зарубежных рейсах). С развитием научно-технического прогресса появилась возможность и настоятельная необходимость перехода на электронные технологии, используемые при оказании авиатранспортных услуг на всех этапах их оказания: заказа электронного билета, оплаты услуг, расчета и распределения финансов, регистрации пассажира, проведения перелета, послеполетной регистрации. Это позволяет снизить время проведения второстепенных операций при оказании услуги и улучшить условия для потребителей авиаперевозок. Международной ассоциацией авиаперевозчиков (ИАТА) было принято решение (отражённое в резолюциях IATA 722f, 722g, 722h) о переходе мировой авиационной отрасли на электронный билет с 1 января 2008 года. Однако в связи с неподготовленностью российского рынка, срок перехода на использование электронного билета был перенесён на 1 июня 2008 года. Такой переход был осуществлен и Россией, однако, не без недостатков. Дело в том, что операционная часть работы основана на базе уже готовой иностранной инфраструктуры, способной выполнить операции, связанные с приобретением электронного билета. На сегодняшний день вся информация крупнейших российских авиакомпаний, которая может быть отнесена к конфиденциальной, (данные обо всех рейсах, конкретных пассажирах, в том числе официальных лицах и др.) содержится в западных системах резервирования авиакомпаний (GDS) – Sabre, Amadeus, Worldspan, Galileo и Gabriеl, центры обработки и хранения данных которых находятся исключительно в США и странах Европы, и полностью доступны всем заинтересованным органам в этих странах и не доступны органам нашей страны. Поэтому в Российской Федерации (РФ) возникла насущная потребность в создании и внедрении национальной системы распределения, учета и контроля коммерческих услуг авиаотрасли (НС ГРС), таких как пассажирские и грузовые авиаперевозки, услуги самообслуживания авиапассажиров в аэропортах, услуги пролета самолетов в воздушном пространстве РФ и прочее. Отдельными блоками, в рамках НС ГРС, можно реализовать национальные системы взаиморасчетов по продуктам - продаже авиабилетов (аналог BSP) и продаже услуг грузовых авиаперевозок (аналог CASS). Для осуществления указанного разработан проект «Национальная система взаиморасчётов на воздушном транспорте (BSP) на основе международных стандартов с учётом национальных интересов и безопасности на территории Российской Федерации». Развитие проекта BSP является составной частью и технологической платформой этого проекта. Приход ИАТА на российский рынок стал звеном, связующим российскую авиаотрасль с мировой: внедрение унифицированных решений, международных стандартов, электронного билета единого формата, модернизация инфраструктуры аэропортов с целью внедрения технологии электронного билета. Проект BSP обеспечил переход аккредитованных в ИАТА агентов и авиакомпаний на взаиморасчеты на современном уровне в соответствии с мировыми стандартами. Реализация BSP позволяет российским авиакомпаниям работать на международном рынке и упрощает взаимодействие между российскими и зарубежными авиалиниями. На сегодняшний день в инвестиционном коммерческом проекте BSP на территории РФ, направленном на организацию системы взаиморасчетов на воздушном транспорте РФ на основе международных стандартов и создание инфраструктуры внедрения электронного билета, принимают участие 93 агентства и 28 иностранных авиакомпаний-членов ИАТА: British Airways, Air France, Lufthanza, Egypt Air, Qatar Airways, Czech Airlines, Finnair, Iberia, Alitalia, Austrian, SAS, KLM (Royal Dutch Airlines), SN Brussels, Japan Airlines, LOT, Malev, Emirates, Swiss, Hahn Airlines Delta, Air China, El Al, Cathay Pacific Airways, Vietnam airlines, China Eastern airlines, Bulgaria Air, Syrian Air и национальный авиаперевозчик ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии». При этом ежемесячно наблюдается увеличение числа участников проекта. Осуществляемое в настоящее время внедрение системы BSP в РФ базируется на расчетах в банке ОАО ВТБ и компании интеграторе-процессинговом центре (ПЦ) BSP, Мультикарта ИСС. ПЦ BSP будет получать информацию о забронированных и купленных авиабилетах как от авиаагентов, так и ото всех действующих в РФ GDS. В любом случае в рамках ПЦ BSP или отдельного информационного центра необходимо собирать, унифицировать и управлять информацией, получаемой от GDS. Иначе говоря, требуется создание национальной федеральной системы распределения, учета и контроля продаж авиабилетов в РФ. Реализация данного проекта направлена на создание единого подконтрольного компетентным органам информационного пространства в сфере гражданской авиации и агентской среды путём построения единого информационного центра, а также на создание инфраструктуры в соответствии с требованиями ИАТА в аэропортах РФ. Информационный центр, создаваемый в рамках проекта, является ядром, аккумулирующим информационные потоки в сфере гражданской авиации, оперативный доступ к которым будут иметь компетентные органы Российской Федерации. BSP – система, созданная с целью упрощения процесса подготовки отчетов о продаже авиабилетов и проведения взаиморасчетов между авиакомпаниями и агентами за оказанные услуги. Вся отчетность агентов и авиакомпаний формируется автоматически и передается авиакомпаниям, агентам (членам ИАТА) и расчетному банку с определенной дискретностью, формируются отчетные файлы с информацией по обязательствам каждого агента перед каждой авиакомпанией. После поступления расчетных файлов каждые десять дней производится перевод средств, причитающихся авиакомпаниям за каждый отчетный период единым платежом. Основные участники проекта показаны на рис. 1.
Рис. 1. Основные участники проекта и их взаимодействие. Целью проекта является создание в рамках информационного центра единой федеральной информационной системы, основными задачами которой являются: а) обязательное хранение всех установочных данных лиц, пересекающих границу Российской Федерации, либо передвигающихся по территории РФ, используя гражданскую авиацию. Информация является конфиденциальной и не может быть достоянием любых иностранных центров обработки данных, как на территории РФ, так и за её пределами; б) мониторинг потенциального пассажира в он-лайновом режиме на всех этапах его нахождения (документы – виза - довылетной анализ – регистрация - специальный контроль - пограничный контроль – вылет - безопасность в полете - прибытие (транзит) - пост-вылетной анализ); в) централизованный цикл хранения и распределения диапазона номеров электронных билетов на территории РФ; г) создание специальных баз данных: - аналитическая база данных отрасли гражданской авиации в РФ; - специализированная автоматизированная информационная система для Министерства по налогам и сборам Российской Федерации; - единая база данных по пассажирам в соответствии с требованиями ФСБ России. В бизнес - планах внедрения национальной распределительной и инвенторной систем предусмотрена этапность, позволяющая эволюционно, в соответствии с потребностями участников рынка, обеспечить потребности, как государства, так и пассажиров, авиакомпаний и агентств. Оптимальным способом решения этих задач является создание единого инвенторного центра на базе процессингового центра BSP (Мультикарта ИСС), детального учета и контроля авиаперевозок, в который будет стекаться информация от существующих глобальных распределительных систем бронирования билетов (ГРС). Последние имеют всю детальную информацию о перемещениях пассажиров, так как перевозки не осуществляются без регистрации информации в ГРС. На первом этапе учет и контроль транспортных перевозок будет базироваться на системе взаиморасчетов BSP (Billing Settlement Plan) на пассажирском авиатранспорте и системе учета и контроля грузовых перевозок CASS. BSP&CASS поддерживаются международной ассоциацией авиаперевозчиков IAТА (которая контролирует 70% рынка мировых авиаперевозок). BSP&CASS представляют собой стандартизованные системы, обеспечивающие процедуры продажи, контроля авиаперевозок и оптимизацию взаиморасчетов между авиакомпаниями и дилерскими структурами, т.е. консолидацию и обработку информационных потоков в части авиаперевозок в режиме реального времени (on-line). На втором этапе предусмотрено создание отечественной системы взаиморасчетов на воздушном транспорте, опирающейся на национальную ГРС. Система позволяет осуществлять полный контроль финансовых и информационных потоков уполномоченными государственными органами РФ и закрыта для других стран. Внедрение системы продаж на базе BSP&CASS поддержано крупнейшими российскими и западными авиакомпаниями - членами IAТА. Опыт применения подобной системы более чем в 146 странах подтвердил ее эффективность. Примером может служить внедрение системы BSP и организация на ее основе инвенторного центра в КНР. Инвенторный центр BSP-China полностью контролирует все авиаперевозки на территории Китая на основе собственной национальной ГРС. В США инвенторный центр базируется на национальной системе взаиморасчетов ARC. После терактов 11 сентября система ARC, находящаяся под контролем Министерства Национальной Безопасности, усилена система пограничного биометрического контроля. Наряду с созданием указанной системы во главе с управляющей компанией необходимо (и оно произойдет) развитие инфраструктуры аэропортов РФ в следующих направлениях: - развитие инфраструрной оснащённости аэропортов РФ федерального значения до их соответствия международным стандартам ИАТА, регламентированных программой ИАТА «Упрощение бизнеса» (развитие инфраструктуры обработки электронных билетов, внедрение киосков регистрации совместного пользования, внедрение технологии посадочного талона с двухмерным штрих - кодом, внедрение радиочастотной технологии идентификации багажа, внедрении «электронного груза»); - развитие на территории РФ инфраструктуры аэропортов (негосударственное финансирование в создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок и повысить качество обслуживания, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках, а также повысить уровень безопасности и регулярности полетов); - установка программного обеспечения на таможенном, пограничном, специальном контролях в соответствии с требованиями ФСБ России в целях проведения оперативно-розыскной деятельности на канале въезда-выезда иностранных граждан, граждан РФ и лиц без гражданства. Внедрение единых стандартов работы с агентской сетью позволит сократить до минимума использование агентами «серых схем» продажи. При внедрении электронного билета возможно надо будет вести учёт ИНН юридических и физических лиц, платежей с использованием пластиковых карт, электронных платежей через Интернет. На сегодняшний день такой учет не ведется, так как не созданы информационные базы данных. В связи с этим, в случае, если проект не будет реализован на территории РФ, иностранные субъекты, заинтересованные в данной информации, будут иметь к ней непосредственный доступ через свои каналы, а это крайне не желательно. Внедрение электронного билета 01.06.2008 в мировой авиационной индустрии неизбежно ставит вопрос о реорганизации системы продаж через Интернет. Путем централизации выдачи диапазона электронных билетов (ranges Electronic Tickets) авиакомпаниям и агентствам через создаваемый «национальный авиационный портал-сайт» обеспечивается прозрачность, как информационной составляющей, так и финансовой, причем в режиме реального времени. Реализация вышеуказанных целей проекта требует увеличения финансирования не только в качестве капитальных вложений, но и на эксплуатацию системы. Поэтому появляется необходимость внедрение новых, не имеющих аналогов в российском законодательстве, тарифов и сборов на воздушном транспорте РФ (но используемых в других государствах, где применяются подобные информационные системы): - сбор за обеспечение информационной безопасности; - сбор с международных прилётов и вылетов; - базовый тариф за генерацию номера электронного билета и ведение баз данных. В связи с тем, что проект носит инвестиционно - коммерческий характер, рефинансировать большую часть средств, полученных от деятельности системы в развитие авиационной отрасли, возможно через управляющую компанию. Российская управляющая компания на принципах аутсорсинга может выполнять следующие функции: ü взаимодействие с распределительными системами (Amadeus, Sabre, Galileo, Sirena-Travel); ü получение ежедневных отчетов от распределительных систем о продажах авиабилетов агентами; ü загрузка, контроль, корректировка данных; ü контроль данных по Merchant Egreement с VI/MC/AX/DC; ü обработка данных; подготовка ежедневных отчетов о продажах для авиалиний; доставка отчетов авиалиниям; ü обработка транзакций по кредитным картам; ü подготовка ежедневного отчета о продажах по кредитным картам по всем авиалиниям; доставка отчетов; ü обработка данных, проведение взаиморасчета (Billing) между участниками системы BSP; подготовка и доставка отчетов; ü подготовка расчетного файла по задолженности между участниками системы BSP; отправка в расчетный банк - Банк ВТБ; ü обработка данных; подготовка статистических отчетов, доставка отчетов. В настоящее время на базе процессингового центра BSP еженедельно проводится аналитическая работа по сбору и обобщению полученных данных, в строго установленной форме предоставляется периодическая детализированная статистика в рамках работы процессингового центра BSP. Информационные потоки в расчётах поставлены на контроль, однако необходимо провести работу по постановке на контроль информационного пространства в продажах через техническую составляющую проекта. Система готова к промышленному внедрению. Заложены принципы создания системы взаиморасчётов с учётом национальных интересов и решения вопросов государственной безопасности. Кроме оптимизации рассмотренных информационных потоковых процессов в авиации, проект BSP привлекателен тем, что он не является замкнутым. Существует возможность на базе его разработать, внедрить и вести другие инновационные проекты, которые позволили бы участникам рынка авиаперевозок оптимизировать свою деятельность в рамках единого информационного пространства. |