Каталог статей |
Жураховский С.Н. Особенности маркетинга и маркетинговой деятельности на рынке образовательных услугРынок образовательных услуг характеризуется рядом особенностей. К ним можно отнести и его высокую социальную значимость, и большое значение человеческого взаимодействия на нем и многое другое. Все это находит отражение в специфике маркетинга образовательных услуг. В частности, это проявляется в том, что образовательный маркетинг базируется на принципах, сходных с основными принципами маркетинга, но скорректированных с учетом его специфики. Так, к принципам маркетинга образовательных услуг можно отнести:- Максимальная ориентация производства образовательных услуг целевые сегменты образовательного рынка, составленные такими группами рыночных агентов, как абитуриенты и работающее население, стремящееся повысить свой образовательный уровень. - Принятие качества образовательной услуги как основного фактора, определяющего ее необходимость, значимость и востребованность на образовательном рынке. - Отношение к удовлетворению широкого спектра потребностей, зачастую лежащих за пределами предложения образовательного рынка. Так, при выборе продавца образовательной услуги потребитель часто руководствуется не только относительными параметрами ее качества, но и перспективой ее дальнейшего применения в практической деятельности, расширение возможностей собственного трудоустройства и так далее. - Осознание высокой социальной и профессиональной ценности образовательной услуги, которая обуславливает преобладание товарной составляющей маркетинга над ценовой. - Стратегический характер построения маркетинговых систем. - Необходимость тесной интеграции систем маркетинговой информации образовательных учреждений и маркетинговой среды в целях достижения максимальной эффективности их функционирования. - Многовариантность принимаемых маркетинговых решений. - Маркетинг, ориентированный на потребителей образовательных услуг, максимальная привязка принимаемых решений к потребностям потребителей. Таким образом, можно сказать, что при построении маркетинговых систем в рамках образовательных учреждений следует организовывать маркетинговую деятельность, опираясь на совершенно инновационные принципы. Во-первых, следует уделять особенное внимание товарной политике. При этом, как было отмечено выше, в данном случае товарная политика будет опираться не столько на ассортимент предлагаемых образовательных услуг, сколько их качество. Можно сказать, что качество образовательных услуг становится их главным потребительским свойством, базисом их осуществления. В данном случае качество образовательных услуг будет включать в себя такие параметры, как: - набор предлагаемых в процессе обучения знаний; - особенности преподавания отдельных дисциплин; - характер привязанности образовательного процесса к практической деятельности учащихся; - пропорциональное соотношение практических занятий, нацеленных на самостоятельное обучение и теоретических курсов в процессе обучения; - актуальность преподаваемых дисциплин и многое другое. На основании анализа данных параметров можно сделать вывод не только о качестве образовательной услуги, но и целесообразности ее включения в ассортиментный состав образовательных услуг, предлагаемых данным ВУЗом. Во-вторых, маркетинговая деятельность образовательных учреждений должна быть максимально привязана к интересам потребителей образовательных услуг, должна строиться исходя из их предпочтений и нужд в целях обеспечения ее эффективности. Наконец, достижение такой «потребительской ориентированности» возможно лишь при условии интеграции систем маркетинговой информации образовательных учреждений с маркетинговой средой рынка образовательных услуг. По данным Д.А. Шевченко, маркетинговые исследования образовательных услуг включают в себя 9 основных направлений – это исследования в области:
Очевидно, что круг направлений исследований достаточно широк при одновременном отсутствии должной маркетинговой деятельности в учебных заведениях. В целом можно сказать, что практический маркетинг на рынке образовательных услуг практически не востребован. Единственный активно применяемый маркетинговый инструмент – это реклама образовательных услуг. Хотя в то же самое время ведется активная теоретическая проработка данного вопроса, публикуется большое число статей, научных работ, монографий. Тенденцией ближайших лет должно стать проникновение маркетинговых принципов в деятельность образовательных учреждений. В таком случае специалисты-теоретики могут стать одной из самых востребованных профессий на рынке труда в образовательном пространстве. |