Каталог статей |
Абдуллина Р.И. Аспекты инновационной деятельности в КазахстанеВ Казахстане, последние несколько лет интерес к инновациям вырос очень существенно - даже на уровне правительства стали приниматься меры по стимулированию инновационной деятельности. Зачастую под инновацией понимается создание и использование новых технологических идей, однако существует и другая сторона инновационной деятельности - организационная. Нововведения могут с успехом применяться не только в производстве продукции, но и в организации бизнеса с целью повышения его эффективности.Сегодня существует достаточно четкое определение инновации, под которой понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического или организационного процесса, используемого в практической деятельности. В свою очередь, под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, в новый или усовершенствованный технологический процесс, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.д. По мере экономического развития общества значение инноваций все более возрастает и на современном этапе инновации становятся важнейшим инструментом конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов на всех уровнях иерархии - от отдельных структурных единиц предприятий до стран и регионов в целом. Во многих предприятиях организационные инновации время от времени появляются и внедряются, однако процесс не носит системного характера, скорее - реагирование на факторы внешней среды, "латание дыр". Подправили под запросы рынка цены, через полгода закупили компьютеры, ещё через полгода - программное обеспечение, ввели корпоративные мероприятия. Однако друг с другом эти действия связаны слабо, а, значит, синергетического эффекта от них нет. Для успешного повышения эффективности деятельности компании необходимы чёткие и слаженные действия, проводимые в рамках инновационной системы. Под инновационной системой обычно понимают элементы организации, сопутствующие инновационной деятельности, а также взаимоотношения между ними, которые закрепляются в регулирующих документах компании (устав, положения о подразделениях, должностные инструкции). Для того, чтобы любой сотрудник свободно ориентировался в документах, лучше их объединить в информационную базу (например, создать сайт во внутренней корпоративной сети), а также обязать юрисконсульта или менеджера по персоналу давать консультации по вопросам применения документов. Целью создания инновационной системы для предприятий является: • повышение конкурентоспособности продукции предприятия; • создание инновационной базы для долгосрочного устойчивого роста компании; • обеспечение экономической безопасности предприятия. Инновационная система компании должна выполнять следующие функции: • Прогнозирование рынка и выбор приоритетных направлений исследований; • Стратегическое планирование инновационной деятельности предприятия; • Поиск, оценку и отбор инновационных идей и изобретений; • Внедрение инновационных проектов; • Мониторинг показателей уже внедрённых инновационных проектов и их корректировка. Для эффективного функционирования системы необходимо тесное сотрудничество предприятий с НИИ, ВУЗами, центрами трансферта технологий в рамках поиска и приобретения технологий, поиска и найма квалифицированного персонала, заказов на разработки. Для создания успешной инновационной системы важно предусмотреть финансовое и информационное обеспечение. Например, может быть создан фонд, формирующийся из прибыли, средства из которого расходуются согласно принятым в компании нормам. Важно обеспечить прозрачность инновационной системы - архив предлагавшихся идей и результаты их реализации с общим доступом для всех сотрудников, современные средства поиска и передачи информации, т.е. функционирование инновационной системы невозможно без обеспечивающей структуры. Для успешной работы инновационной системы компании необходимо тесное взаимодействие инновационного отдела с отделом, разрабатывающим новые продукты (маркетинговый отдел, отдел развития и др.).
|