Каталог статей

Горностаева Ж.В.

Анализ параметров «жизненного цикла» услуги как инструмент планирования на малых предприятиях

Малые предприятия составляют основу экономики многих стран. При этом значительная доля малых предприятий приходится на сферу услуг – сектор экономики, который активно развивается во всем мире, а также в настоящее время и в России.

Управление малыми предприятиями сопряжено с некоторыми особенностями, обусловленными их размером и рыночными возможностями. При этом необходимо заметить, что особенно актуальными для малых предприятий являются процессы стратегического планирования. Это связано с более высоким уровнем рыночных угроз, характерных для малых предприятий, меньшим запасом прочности и рыночной устойчивости. В этой ситуации процессы выработки стратегического плана рыночного поведения компании, его вариативность являются особенно актуальными для ее устойчивого развития.

Одним из методов стратегического планирования является метод, базирующийся на анализе параметров «жизненного цикла» производимой компанией продукции. Необходимо заметить, что в рассматриваемом случае применение данного метода сопряжено с определенными трудностями. В частности, это связано с тем, что производимым продуктом является услуга. Ее нематериальный характер порой значительно осложняет процесс оценки ее характеристик.

Базой для применения указанного метода является определение того, на каком этапе «жизненного цикла» в настоящий момент находится предлагаемая компанией услуга. Выделяют несколько этапов или стадий «жизненного цикла»: рождение, рост, кульминационное положение, спад. Предполагается, что для каждого из названных этапов характерны особенные методы управления.

Главной сложностью является сам процесс правильного определения текущего состояния услуги. В случае если предлагаемая услуга является уникальной, и менеджеры компании наблюдают процесс ее развития с момента запуска, можно спрогнозировать большую точность определения этапа жизненного цикла, чем в случае, если предлагаемая услуга не является уникальной. В последнем случае на жизненный цикл услуги оказывают влияние и такие факторы, как, например, присутствие услуг-конкурентов на рынке. В данном случае поведение рыночных конкурентов, их шаги и принимаемые решения оказывают огромное влияние на «жизненный цикл» услуги. Так, например, возможно возникновение ситуации, когда падение спроса на услугу, и, соответственно, спад в ее «жизненном цикле», будут спровоцированы не ее моральным устареванием, а появлением более совершенной во всех отношениях услуги-конкурента.

При этом необходимо заметить, что действия конкурентов сложно поддаются прогнозированию, что значительно осложняет процесс стратегического планирования. Исходя из этого, заметим, что оптимальным будет являться построение стратегического планирования на малых предприятиях, основанного на принципе вариативности.

В этом случае стратегическое планирование должно учитывать не только то, на каком этапе находится услуга, но и текущее состояние услуг-конкурентов. При этом построение моделей развития компании в целом и предлагаемых ею услуг  должно базироваться на том, что возможно несколько вариантов развития рыночной ситуации. Соответственно в отношении услуги компании представляется целесообразным построение нескольких вариаций «жизненного цикла», в зависимости от негативного, позитивного или нейтрального поведения услуг-конкурентов.

В целях определения этапа, на котором в настоящий момент находится предприятие, можно использовать модель Миллера и Фризена, которые определили критерии того, на какой стадии развития находится организации (табл. 1).

Таблица 1

Критерии определения стадии развития организации

Фазы развития

Критерии

Рождение

Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник

Развитие

Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована

Зрелость

Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация

Расцвет

Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования

Спад

Ограничение выпуска продукции, прибыль падает

Источник: по материалам [1]

При этом также представляется целесообразным проведение вероятностного анализа развития рыночной ситуации. Таким образом, процесс стратегического планирования будет включать элементы различных методов. Основу будет составлять метод оценки «жизненного цикла» услуги компании. В целях достижения максимальной эффективности его целесообразно сочетать с элементами SNW-анализа и теории вероятности.

Все вышесказанное еще раз подтверждает тезис о том, что стратегическое планирование, процесс, нацеленный на исследование и формирование будущих состояний компании, является чрезвычайно сложным. Это особенно актуально для малых предприятий, не обладающих порой значительными людскими и материальными ресурсами для его обеспечения. Но, при этом, нужно также заметить, что применение стратегического планирования в практике управления малыми предприятиями дает таким компаниям дополнительное конкурентное преимущество, возможность предвидеть дальнейшее поведение рынка, конкурентов и потребителей и быть готовым к таким изменениям.

Список использованной литературы:

1. Моргунов, Е.Б. Организационное поведение / Е.Б. Моргунов. – М., 2004.