Каталог статей |
Жоголь Т.В. Тенденции качества профессионального образованияСмещение крена при подготовке кадров в сторону усиления практической наполняемости процесса обучения усиливает значимость повышения качества обучения, способствуя занятию высшим профессиональным образованием лидирующего положения на рынке труда. За счёт усиления практической составляющей сокращается временная дистанция перемещения специалиста к своему рабочему месту как за счёт дополнительного фактического приобщения к будущей основной деятельности в ходе прохождения различных видов практик, так и за счёт перенесения времени обучения на рабочем месте конкретным обязанностям специалиста на срок обучения в вузе. При этом уравновешиваются две пары противоречий: интересы личности / интересы общества и сокращается разрыв - потребность в кадрах / предложение.Западные банки активно привлекают не только опытных специалистов из кредитных организаций, но и выпускников вузов. Молодые сотрудники проходят обучение и приступают к выполнению своих обязанностей под руководством менеджеров банка. При этом, будучи студентами, они могут формально числиться в штате банка. В некоторых иностранных банках исходят из принципа, что эффективнее обучить человека с хорошим базовым экономическим образованием специфике работы в банке, нежели нанимать специалиста с опытом, который в будущем может не пригодиться. Некоторые российские банки следуют практике западных коллег. К примеру, Международный Промышленный Банк ещё в 2003 г. открыл стажерскую программу, направленную на создание кадрового резерва и привлечение молодых специалистов из финансовых вузов. Осознавая необходимость долгосрочного сотрудничества, ввиду перенасыщения страны специалистами в области финансово-экономического и юридического образования, нуждаясь в мобильных специалистах широкого профиля с целью определения своей специализации в определённой области банковской деятельности на несколько лет вперёд, сегодня российские банки стремятся устанавливать долгосрочные отношения с известными вузами и приглашать на работу лучших студентов. Для них существуют даже стипендиальные программы. В Беларуси на государственном уровне также предпринимались и предпринимаются некоторые попытки оптимизации качества и упорядочения подготовки и использования специалистов с высшим образованием. Например, в 1987 году в стране были ознаменованы такие широкомасштабные изменения в системе высшего профессионального образования как подготовка специалистов широкого профиля; для полного учёта интересов отраслей народного хозяйства проведение в процессе обучения специализации подготовки студентов с участием предприятий и организаций; обеспечение студентам, в том числе экономических специальностей, условий для овладения первичными навыками профессиональной деятельности; а также внедрение методики определения численности профессорско-преподавательского состава исходя из численности студентов. Кроме того, было указано на необходимость организовать подготовку кадров по заявкам учреждений и организаций научной направленности путём перевода студентов, проявивших склонность к научным исследованиям, на индивидуальные планы обучения, равно как и в целом определено усиление самостоятельной работы студентов, в том числе с использованием вычислительной техники в учебном процессе, прививая навыки непрерывного обучения. Позднее – в 1991 году – министерствам и ведомствам, имеющим высшие и средние специальные учебные заведения, дано право самостоятельно определять объёмы и структуру подготовки специалистов в соответствии с заключёнными договорами, а высшим и средним специальным учебным заведениям разрешено самостоятельно определять показатели приёма по специальностям на основе контрольных цифр с частичным или полным возмещением затрат в соответствии с условиями договора на подготовку. При этом предприятия, организации и учреждения получили возможность определять в договорах с учебными заведениями особые требования к качеству и уровню подготовки специалистов. Начиная с 2000 года в число обязательных мероприятий по совершенствованию системы подготовки, подбора и расстановки кадров входят ежегодные: анализ обеспеченности кадрами специалистов отраслей экономики, анализ распределения, трудоустройства и использования молодых специалистов, приведение структуры подготовки специалистов в учебных заведениях республики в соответствие с перспективной потребностью в них отраслей экономики. С 2001 года – создание отраслевых методик прогнозирования потребности в кадрах для всех уровней управления и сфер деятельности, а также введение раздела «Кадровое обеспечение» в разрабатываемые программы социально-экономического развития республики. В целях реализации государственной кадровой политики предусмотрено создание республиканской информационной мониторинговой системы учёта и анализа управленческого кадрового потенциала, подготовки и использования кадров, а также единого банка данных резерва кадров. В связи с обозначенными на государственном уровне направлениями, в последующем в государственных и отраслевых программах отмечены общие тенденции для всего республиканского рынка трудовых ресурсов и отдельных отраслей, а также меры по их координации – превышение предложения рабочей силы над спросом, профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, формирование планов приёма в учреждения, обеспечивающие получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования на основании результатов распределения выпускников предыдущего учебного года; основой для определения потребности в кадрах стал анализ фактической обеспеченности ими и расчёты для прогнозирования на перспективу в разрезе специальностей (потребность в кадрах определяется непосредственно организациями с учётом их специфики и сферы деятельности), предоставление заявок на подготовку специалистов новых сфер деятельности, расширение перечня специализаций, внесение предложений в образовательные стандарты и прочую учебно-программную документацию, анализ образовательного уровня и профессиональной подготовки специалистов и руководителей отрасли; ежегодный анализ текущей обеспеченности кадрами специалистов и руководителей в организациях отрасли, внесение предложений по объёмам и структуре подготавливаемых кадров, закрепление организаций, обеспечивающих практическое обучение и т. п. |