Каталог статей

Выдрин С.А.

Роль услуг в экономическом развитии государства

С развитием сферы услуг в создаваемой рыночной экономике России она все более приобретает сервисный характер, постепенно преобразуясь из экономики производителей в экономику наиболее полного удовлетворения специфического спроса потребителей. То есть происходит процесс сервизация производства. Под сервизацией понимают процесс активного инвестирования в инфраструктурные отрасли, который обусловлен ростом доходов, расширением потребности в кредитных ресурсах, ускорением темпов НТП и поиском ресурсосберегающих технологий в сфере производства и реализации продукта [1].

От формирования экономики услуг, или сервисной экономики, зависит развитие рыночных отношений в нашей стране, основным фактором, определяющим данный эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. Стратегия ориентации на потребителя [2] означает, что клиент является центром внимания фирмы, организации, которая должна стремиться к тому, чтобы как можно лучше понимать тенденции развития системы значимости заказчика.

В сервисной экономике можно выделить особенности, отличающие е от индустриальной (рис. 1). Услуги являются фундаментом сервисной экономики, способствуют развитию рыночной инфраструктуры, социальной ориентации экономики, повышению качества жизни общества, его гармонизации.

Формирование инфраструктуры представляет собой совокупность учреждений, создаваемых при участии исполнительной власти, федерального или областного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, или привлекаемых для работы с предпринимателями на договорной основе.

Рис. 1 Особенности сервисной экономики

Источник: авторский

Высокая насыщенность экономики инфраструктурными элементами различного функционального назначения является объективной закономерностью и важным условием существования рынка средств производства как фактора, определяющего развитие всех отраслей [3]. Однако, современный уровень развития рыночной инфраструктуры не может в достаточной мере обеспечивать эффективное товарное обращение. При этом институциональная роль государства в формировании как федеральных, так и муниципальных инфраструктурных комплексов практически отсутствует, или слабо выражена.

Продуктивность любой отрасли экономики является объективной характеристикой глубины реализации тех концептуальных принципов деятельности в цепи «производитель — инфраструктурный комплекс - потребитель», которые в совокупности формируются на основе целенаправленной и эффективной экономической политики, как на федеральном, так и муниципальном уровне. Объективные условия формирования рыночной инфраструктуры требуют присутствия государства в качестве субъекта, выполняющего определенные целевые функции (рис. 2).

Рис. 2 Целевые функции государства как субъекта, обеспечивающего объективные условия формирования рыночной инфраструктуры

Источник: авторский

Одним из важнейших направлений вмешательства власти в цивилизованное формирование рыночной инфраструктуры является создание современного комплекса инфраструктуры как одной из стратегических задач управления. Прежде всего, это касается развития действующих и создания новых элементов рыночной инфраструктуры, объединяемых во взаимосвязанные и взаимодополняющие системные блоки, для обеспечения эффективности всей экономики. Поскольку рыночная инфраструктура выступает в качестве посредника между производством и потреблением, то именно она располагает реальной информацией о диспропорциях, возникающих в производственно-хозяйственной деятельности. Преодоление всех возможных отклонений или их минимизация направлены на повышение функциональной устойчивости предприятий в конкретных условиях.

Список использованной литературы:

1. Классификация услуг сферы малого бизнеса в условиях сервисной экономики [Электронный ресурс]. – [2007]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Сосунова, Л. А. Влияние сферы услуг на экономику [Электронный ресурс] / Л. А. Сосунова, Д. В. Чернова. – [2007]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

3. Суслова, Ю. Ю. Разработка инфраструктурного стандарта как инструмента стратегического управления / Ю. Ю. Суслова// Российское предпринимательство. – 2007. – № 9 (1). – С. 23-25.