Каталог статей

Ткачева Л.Е.

Управление предпринимательскими структурами в рыночных условиях

На современном этапе развития предпринимательство в России переживает бурный рост. Увеличивается количество предпринимательских структур в различных отраслях экономики, они активно развиваются и совершенствуются. При этом все большее внимание начинают уделять проблемам управления, специфике менеджмента в предпринимательских структурах. Такая специфика обусловлена творческим характером предпринимательской деятельности, ее динамичной модернизации и совершенствованию в условиях развивающихся российских рынков.

Особенная важность вопросов управления предпринимательскими структурами проявилась в настоящее время – в период глобального экономического кризиса, когда возможность выжить для предпринимательских структур гарантирует только построение эффективной системы управления, основанной на контроле всех уровней управления.

В целом под предпринимательством понимают самостоятельную, деятельность, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, реализации товаров и оказания услуг, подверженную рискам и осуществляемую на собственные средства лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

При этом необходимо разделять понятия «предпринимательство» и  «бизнес». Бизнес – это более стандартизированный процесс, с налаженными механизмами функционирования и управления, в то время как предпринимательство – это прежде всего постоянная интеллектуальная деятельность, поиск новых идей и подходов к организации бизнес-процессов.

В общем случае предпринимательская деятельность ведет к организации бизнеса по истечении определенного срока времени. Данный процесс представлен на рис. 1.

Рис. 1 Процесс трансформации предпринимательской деятельности в бизнес

Источник: составлено автором

Схема отражает отдельные этапы модернизации предпринимательских структур на пути к бизнесу. Первым этапом организации нового бизнеса является принятие решения о его организации, включающее в себя выбор сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия и т.д.

Следующим шагом является уже осуществление предпринимательской деятельности, то есть:

- поиск инновационных подходов к выбору источников финансирования и ресурсной базы;

- разработка концептуально новых идей ведения бизнеса или переработка уже существующих форматов в соответствии с требованиями рынка;

- внедрение новых подходов к организации предпринимательских структур.

После составления концептуального базиса новой предпринимательской структуры следующим этапом предпринимательства является реализации теоретических разработок  в практической деятельности компании. Этот этап является особенно важным для отслеживания результатов деятельности компании, эффективности внедренных подходов и идей, причем как с точки зрения количественных показателей, таких как размер чистой прибыли предприятия, его рентабельности и т.д., так и с точки зрения качественного подхода: для оценки правильности организации системы управления предпринимательской структурой.

Данный этап неизменно выявляет очевидные ошибки и несоответствия предпринимательской структуры заданным рыночным условиям. Подбор идеальной организации предпринимательской деятельности с первой попытки, при первом выходе на рынок не представляется возможным. Поэтому этап реализации идей почти всегда требует корректировки предпринимательской деятельности – то есть возвращает нас на первый этап предпринимательства – к поиску ресурсов и идей по модернизации деятельности компании.

Таких циклических движений в своем развитии компания может пройти очень много и каждое из них будет приближать ее к «идеальной» форме организации предпринимательской деятельности, фиксация которой и приводит к образованию бизнеса.