Каталог статей

Недогонова С.И.

К вопросу о терминологическом обеспечении процесса бюджетного планирования

Планирование бюджетов занимает ведущее положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Объект прогнозирования – процесс, система, или явление, о состоянии которого даётся прогноз [4]. Основными объектами прогнозирования на уровне предприятия являются [3]: потребность в продукте/ услуге предприятия; потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика. Прогностика – научная дисциплина, изучающая общие принципы и методы прогнозирования развития объектов любой природы, закономерности процесса разработки прогнозов. Как наука прогностика сформировалась в 70 – 80 годы ХХ столетия. Кроме понятия «прогностика», в литературе используют термин футурология. Как любая наука, прогностика имеет набор своих терминов, употребляемых для обозначения определенных понятий. Определения понятий прогностики были зафиксированы в 1978 году [4].

Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования. Методика прогнозирования – совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки прогнозов. Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы (рис. 1).

Рис. 1 Классификация методов прогнозирования

Источник: по материалам [1]

Неформализованные (эвристические) методы применяются в тех случаях, когда невозможно использовать знания экспертов в формализованном виде.

Наиболее широко используются методы интервью, «мозговой атаки», коллективных экспертных опросов. Из формализованных методов наиболее широко применяются экстраполяционные, то есть те, когда прогноз производится по следующему алгоритму [2]:

1) упорядочение прошлых данных;

2) сглаживание временного ряда;

3) выделение тренда;

4) определение уравнения тренда;

5) расчет прогнозного значения;

6) оценка доверительного интервала с заданной вероятностью.

Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

Он состоит из следующих взаимосвязанных разделов: план маркетинга, производственная программа, техническое развитие и организация производства, повышение экономической эффективности производства, нормы и нормативы, капитальные вложения и капитальное строительство, материально-техническое обеспечение, труд и кадры, себестоимость, прибыль и рентабельность производства, фонды экономического стимулирования, финансовый план, план охраны природы и рационального использования природных ресурсов, социальное развитие коллектива.

Организационно процесс централизованного планирования у большинства крупнейших фирм осуществляется «сверху вниз». Это означает, что плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления. Здесь определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития фирмы и предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения, вплоть до дочерней компании и отдельного завода. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством.

Подобная организация процесса планирования свидетельствует о централизации важнейших решений в области планирования и, вместе с тем, предоставляет определенную самостоятельность производственным отделениям и дочерним компаниям в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всей фирмы.

Список использованной литературы:

1. Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента [Электронный ресурс]/ Г. Я. Гольдштейн. – [2006]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}

2. Каплан, Р. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей/ Р. Каплан. – М., - 2004. - 416 с.

3. Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление/ Т. Коупленд. – М., 2000-576 с.

4. Прогноз [Электронный ресурс]. – [2008]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}