Каталог статей |
Дубровина В.А., Бойко П.Л. Финансы в туристическом бизнесеТуристские услуги сегодня - динамичная сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах превратилась в высокоразвитую отрасль большого бизнеса. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.Среднегодовые темпы роста мировых поступлений от международного туризма за последние 10 лет составляют 13 %. По подсчетам Всемирной туристской организации (ВТО) к 2010 г. количество международных туристских поездок составили 937 млн., а поступления от туризма достигли 1.1 трлн. долл. США. На долю международного туризма приходится около 7% мирового экспорта, а это означает, что в сумме поступивших доходов от экспорта туризм занимает третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей.[3] Туристский бизнес привлекает предпринимателей сравнительно небольшим объёмом стартового капитала, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на туристский продукт и услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведённых затрат и быстрой возможностью завоевать соответствующий сегмент на туристском рынке. Вместе с тем в процессе осуществления туристского бизнеса в возрастающем масштабе многие фирмы сталкиваются с серьёзными проблемами в области управления своими финансами, которое имеют существенную специфику по сравнению с промышленными предприятиями или предприятиями оказывающие другие виды услуг.[2] В связи с этим особую актуальность приобретает исследование финансового механизма в инфраструктуре туризма. Финансы туристского предприятия — это совокупность денежных отношений, возникающих при формировании, использовании и обороте денежных фондов и накоплении предприятия. Задачей туристского предприятия является использование денежных средств на основе эффективного управления в целях осуществления своей деятельности, получения прибыли и обеспечения финансовой устойчивости. Финансовые отношения — это отношения, возникающие при денежном потоке, обороте денег, непрерывно протекающем во времени. В ходе производственно-обслуживающего процесса туристского предприятия возникают следующие финансовые отношения: 1. Турагента с туроператором по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам. 2. Туристского предприятия с: ¾ бюджетом и налоговыми службами при внесении налогов и других платежей; ¾ своими работниками по выплате заработной платы, премий и т. п.; ¾ при различных банковских операциях; ¾ органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг; ¾ муниципальным управлением при выплате арендной платы за земельный участок. В результате финансовых отношений формируются финансовые ресурсы предприятия. Важнейшими источниками формирования финансовых ресурсов являются: ¾ прибыль от всех видов хозяйственной деятельности; ¾ доходы, полученные от продажи ненужного имущества; ¾ доходы (дивиденды) по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащим туристскому предприятию; ¾ вклады учредителей в уставный фонд; ¾ краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы; ¾ доходы от финансовых операций и прочих поступлений. Все источники финансовых ресурсов по режиму использования делятся на: собственные и приравненные к ним средства; заемные средства и привлеченные средства. [1] Как показывает практика, чаще всего в туристическом бизнесе используют собственные и приравненные к ним средства. Самыми успешными предприятиями по объему прибыли и привлекательности для потребителя в туристическом бизнесе на 2011 год являются следующие компании: «Натали Вояж-Сервис», «Феерия», «Сага», «Мансана», «САМ». Эти предприятия уже не первый год удерживают лидирующие позиции в Украине.[4] Таким образом, в работе любой фирмы, в том числе и туристской, большое значение имеют финансово-экономические аспекты. Их структура и содержание вытекают из особенностей туристского предпринимательства и ценообразования в этой отрасли. Финансовое положение туроператора, жизнеспособность фирмы зависят от ее взаимоотношений с поставщиками услуг, особенностей финансовых договоренностей и правил.
Литература
1. Квартальнов
В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 2. [сылка более недоступна} 3. [сылка более недоступна} 4.
|