Каталог статей

Тулеубаев Е.Б.

Организация и экономическая эффективность работы пенсионных фондов

Утверждение о том, что «государство оценивается по его отношению к старикам и детям», не только не устарело, но с появлением на миро­вом пространстве новых государств  приобретает все большую актуальность.

Развитие экономики любой страны неразрывно связано с эффективностью реализации мер по пенсионной защите населения, поскольку социальная стабильность здесь играет ключевую роль. Необходимость поддержки категорий населения, находящихся в пенсионном возрасте, обусловлено прежде всего обеспечением социальных гарантий в рамках открытого общества.

В Стратегии развития республики «Казахстан -2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» одним из приоритетных направлений развития страны, указанных Президентом Н. Назарбаевым, является «улучшение материального и социального уровня жизни населения». Уровень и качество пенсионного обеспечения населения - важная составляющая экономического и социального положения граждан страны. Устойчивое развитие накопительной пенсионной системы способствует ускорению экономического развития Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан в ежегодных посланиях народу Казахстана постоянно отмечает важность проводимых преобразований в социальной сфере, акцентируя внимание на ее пенсионной составляющей.  В условиях мирового финансового кризиса Правительство разрабатывает ряд антикризисных мер по уменьшению удара на казахстанскую экономику и общество. В послании Президента народу Казахстана от 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию»  Правительство  гарантирует обязательство государства по увеличению социальных выплат в полном объеме.

В конце прошлого столетия проблемы пенсионного обеспечения стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера. Некоторые из них были связаны с ускорением процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни. Другая группа факторов была связана со сдвигами на рынке труда: рост уровня безработицы, распространение неформальной и неполной занятости и, как следствие, выход части населения из обязательной системы пенсионного обеспечения. В свою очередь это привело к тому, что стала уменьшаться численность того рабочего населения, чьи взносы составляли финансовую основу, практикуемой многими странами, солидарной пенсионной системы.

Решение о реформировании пенсионной сферы, принятое правительством несколько лет назад, имело историческое значение для всей страны. Казахстан первым среди стран СНГ начал преобразование старой солидарной системы пенсионного обеспечения гражданина с планомерным переходом к накопительной пенсионной системе. Эта реформа была задумана и реализована, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения.

В силу недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реформирования пенсионной системы существует необходимость изучения теоретических вопросов системы пенсионного обеспечения населе-ния и деятельности накопительных пенсионных фондов. Обоснование необходимости реформы пенсионной системы в Республике Казахстан, а также проведение сравнительного анализа опыта зарубежных стран позволят выявить особенности казахстанской модели реформирования пенсионной системы.

Современная система пенсионного обеспечения Казахстана прошла непростой путь формирования и в настоящее время играет огромную роль не только  в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере.

Поэтому исследование экономического механизма дальнейшего развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения населения Республики Казахстан является весьма актуальным. А также необходимо исследовать общие закономерности системы пенсионного обеспечения и развитие пенсионных фондов, обусловленных развитием экономики, формированием социального уклада жизни, динамикой демографических и других факторов.

Подводя итоги прошедшего периода реформирования пенсионной системы, можно утверждать, что пенсионная система оказывает все большее позитивное влияние на социальную сферу, а также играет значительную роль в функционировании экономики республики. В настоящее время казахстанская модель пенсионного обеспечения является лучшей на постсоветском пространстве. Важным аспектом новой пенсионной системы можно также отметить прозрачность финансовой деятельности пенсионных фондов. В целом пенсионная реформа, проведенная в Республике Казахстан, явилась важным шагом на пути создания рыночной модели пенсионной системы, повышения благосостояния казахстанцев в соответствии с социально ориентированной политикой государства.

Несмотря на то, что переход к накопительным схемам не стал в подавляющем большинстве стран целью реформ, сегодня наблюдается тенденция к осторожному и постепенному введению накопительных элементов и возрастанию значения негосударственных (частных) пенсий в обеспечении доходов пенсионеров. Пенсионные системы все более индивидуализируются, усиливается связь пособия с уровнем и продолжительностью страховых взносов.

Фактически большинство стран построили пенсионные системы, основанные на сочетании распределительных, управляемых государством схем,  обязательного и добровольного личного пенсионного страхования. Управление этими средствами, как правило, осуществляется негосударственными пенсионными фондами

Действующая система пенсионного обеспечения является многоуровневой, что позволяет предусмотреть интересы не только молодого поколения граждан Казахстана. Она защищает интересы и той части населения, которая имеет право на получение пенсий еще из солидарной системы. Три уровня данной системы определяют важные сферы и параметры ее функционирования.

Многие казахстанцы предполагают, что пенсионные накопления работают так же, как и банковские депозиты, то есть каждый год должен идти какой-то процент, и пенсионные накопления не могут снижаться, а только увеличиваться. 

Самыми привлекательными профессионалы считают те фонды, у которых больше финансовых инструментов с наименьшим риском, таких как: государственные ценные бумаги и корпоративные облигации высоконадежных эмитентов.

Тенденции прошедшего года в сфере НПФ повлияли на развитие биржи ценных бумаг, на которой к концу года произошло падение торгового оборота на 1/5. Наиболее уязвимыми стали рынки акций и  госбумаг с падением практически на ½ и 1/5 соответственно. Такие явления были связаны с ожиданиями изменений в пенсионной системе.

С января текущего года вступил в силу закон, усиливающий надежность вложений в НПФ. Согласно нововведению, пенсионные фонды теперь имеют значительно больший круг инструментов, которые помогут оперировать вложениями в активы. Вторым важным событием стало внедрение с 1 января мультипортфельной системы, с помощью которой каждому вкладчику будет предоставлен выбор инструментов для накоплений. Часть из них представлена госбумагами. Именно поэтому спрос на них растет на первичном рынке, не доводя бумаги до вторичного, что и является влияющим фактором на падение биржевых торгов госбумаг.

Сегодня Казахстан — единственное государство на территории СНГ с многоуровневой пенсионной системой, за 13 лет был создан крупный отечественный капитал, являющийся собственностью вкладчиков. Многие эксперты отмечают, что пенсионная система Казахстана — одна из лучших в мире. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития «Казахстан 2030: процветание, безопастность и Улучшение благосостояния всех казахстанце» от 1997 года.

2. Послание Президента народу Казахстана от 6 марта 2009г. «Через кризис к обновлению и развитию».

3. Баймуратов У. Финансы Казахстана. А., 2005. С.196-234.

4. Аманбаев М.Н. Накопительная пенсионная система: Методическое пособие. Алматы: «Экономика», 2005. -110с.

5. Антропов В. Система пенсионного обеспечения в странах ЕС. // Труд в Казахстане. – 2008- № 3. С.37-45.

6. Турегельдинов Ж.. Пенсионная система Казахстана - становление и перспективы. // Казахстанская правда. -2008-26  мая. С. 7-10.

7. Баймуратов У.Б., Тулепбаев К. Пенсионная реформа: итоги, проблемы.// Банки Казахстана. -2002.-№7. С.36-42.

8. Кичигина М. Нововведения в пенсионной системе.// Финансы и кредит.- 2009- № 2. С.38-39.

9. Нурмухамедов Е. Анализ ранка пенсионных услуг Казахстана по итогам первого квартала 2004 года. // Рынок ценных бумаг Казахстана.- Май 2004.- С.40.

10. Сыздыкова Э.Ж. Совершенствование системы пенсионного обеспечения населения: проблемы и механизмы (на материалах Республики Казахстан). Автореферат дисс. канд. экон. наук.- Алматы, 2005. 26с.