главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Криминалистика (Ищенко Е.П.)

Криминалистическая видеозапись

В последние годы особенно интенсивно совершенствуются электронные методы фиксации информации. Их сущность состоит в том, что изображение запечатлеваемого объекта трансформируется в электрический сигнал, который записывается на магнитном носителе. Сигнал не нуждается в какой-либо обработке, а для воспроизведения, чтобы изображение возникло на мониторе, необходимо лишь электронно-оптическое преобразование.

Подчеркнем одну важную особенность современных электронных методов, которая и позволяет причислить их к фотографическим. Все они обеспечивают не только вывод изображения на телеэкран либо монитор, но и его фиксацию на чувствительном фотоматериале. Этот собственно фотографический вариант отображения может быть получен на специальном устройстве либо путем прямой фотосъемки с телевизионного экрана. В то же время в электронных методах не существует принципиальных ограничений на получение такого же качества передачи мелких деталей, как у цветных фотоматериалов с высокой разрешающей способностью. На этой основе сформировалась судебная видеозапись, отличающаяся оперативностью, технологической гибкостью и высокой информационной емкостью.

Средства и приемы криминалистической видеозаписи

Средства и приемы криминалистической видеозаписи. Прежде чем перейти непосредственно к видеосредствам фиксации криминалистической информации, отметим появление цифровых аппаратов, реализующих покадровую видеозапись изображений на магнитный носитель. Сконструированы они на базе популярных узкопленочных зеркальных камер, поэтому предоставляют пользователю широкий спектр возможностей электронного интеллекта вкупе с оптическим совершенством сменной оптики. Они обеспечивают получение высококачественных снимков и цветопередачу с различением до 17 миллионов оттенков. Фиксация изображений, преобразуемых в последовательность цифр, заносится на дискету, жесткий диск или CD-ROM. Кадры можно многократно экспонировать, стирать и запечетлевать снова без понижения качества изображения. Отснятое несложно просмотреть на экране монитора, оценить, стереть неудачные кадры и на их место записать другие.

Цифровые снимки очень легко загружаются в персональный компьютер, который распечатывает их посредством цветного принтера. Средства удаленного доступа, например Интернет, позволяют передать изображения куда угодно, что весьма полезно при подключении к расследованию, например, Интерпола. Посредством специальной компьютерной программы можно редактировать снимки, изменяя тона, убирая ненужные детали или, наоборот, вставляя фрагменты из других кадров. Легко осуществимы корректировка и смешивание цветов, усиление и ослабление резкости, ретуширование, рисование, закрашивание, цветоделение, создание эффекта рельефности и др. В этой связи нельзя не отметить, что появление таких аппаратов ставит перед криминалистами новые сложные задачи в оценке достоверности цифровых фотоснимков, служащих источниками наглядной доказательственной информации, в особенности если они получены вне сферы уголовного процесса.

В настоящее время в следственной практике используется видеоаппаратура в основном зарубежного производства, которая дает возможность получить качественное цветное или черно-белое изображение даже в условиях очень слабой освещенности. Видеозапись на предварительном следствии необходима для фиксации в динамике образной и звуковой криминалистической информации, получаемой при производстве следственных действий. Этой цели подчинено использование рассматриваемых далее приемов видеозаписи, которые должны обеспечивать документальность и вместе с тем выразительность видеофильма, ориентируя в обстановке производства следственного действия, показывая связи между объектами, заостряя внимание на главном, криминалистически существенном.

Доброкачественный документальный видеофильм, в полной мере отражающий конкретное следственное действие, можно снять, лишь правильно применяя приемы видеозаписи. Поскольку на экране синхронно воспроизводятся образная и звуковая информация, съемку фильма нужно проводить так, чтобы на высоком уровне были зафиксированы не только изображение, но и звук.

Из основных операторских приемов можно выделить панорамирование, наезд и отъезд. Панорамирование – это съемка камерой, находящейся в движении. Оно бывает статическим и динамическим. Статическую панораму снимают плавным поворотом камеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси. В первом случае получают круговую видеопанораму, а во втором – вертикальную.

При динамическом панорамировании съемка осуществляется камерой, перемещающейся в пространстве. Такой прием рационально применять тогда, когда нужно запечатлеть большие площади или объекты значительной протяженности. Разновидности динамических панорам – линейная панорама, при съемке которой камеру постепенно перемещают параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы оглядывая его, и панорама следования, когда с камерой движутся вслед за объектом, фиксируя его динамику.

Панорамы должны начинаться и заканчиваться статичными кадрами, иначе они плохо согласуются с соседними эпизодами видеофильма. Внутри панорам целесообразно делать остановки для выделения главных объектов. Здесь следует применять наезд, т.е. плавный переход от общего плана к среднему и крупному. Отъезд – прием, обратный наезду, обычно позволяет поддерживать ориентацию в обстановке производства следственного действия после серии эпизодов, снятых крупным и детальным планами, либо для ввода в кадр других лиц после показа основного субъекта съемки.

По аналогии с криминалистической оперативной фотографией, использующей ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемки, в криминалистической видеозаписи применяется общий, средний, крупный и детальный планы. Общий план предпочтителен при ориентирующей и обзорной фиксации места проведения следственного действия; показывает перемещение главного объекта на фоне окружающей обстановки. Таким планом хорошо начинать эпизоды судебного видеофильма, он вводит в курс предстоящих действий. Средний план, укрупняя часть изображений общего плана, направляет внимание на определенный объект, динамика которого становится уже хорошо различимой. Для выделения характерных частей снимаемого объекта используется крупный план. Детальный план необходим для показа в полный кадр специфических особенностей объектов съемки.

Снимать эпизоды судебного видеофильма необходимо в той последовательности, в какой они будут демонстрироваться, чтобы избежать монтажа. Съемку обычно следует вести с уровня среднего роста, привычного и не искажающего перспективу. Нужно обращать внимание на освещение снимаемых объектов, нейтрализовать звуковые помехи, затрудняющие восприятие фонограммы. Для производства видеозаписи в ходе следственного действия целесообразно пригласить специалиста-телеоператора, объяснив ему, что и как требуется заснять.

Применение криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений необходимо в тех случаях, когда важно запечатлеть какое-либо действие, существенное для установления истины по делу, динамику развития события или явления вместе с сопровождающими их звуками. К числу таких действий в первую очередь относится следственный эксперимент, поскольку его видеограмма передает исчерпывающую информацию не только о процессе проведения опытных действий и их результатах, но и об организации этих опытов, тактических и процессуальных условиях осуществления экспериментов. Наличие полной картины проведения экспериментальных действий значительно облегчает оценку полученной доказательственной информации.

По материалам дела следователь должен заранее определить содержание и тактику производства опытов, предусмотреть их необходимые варианты, наметить главные этапы эксперимента, приемы их видеофиксации. При любом виде следственного эксперимента надлежит отразить обстановку его проведения (например, освещение, наличие шумов и их интенсивность, погодные условия и др.), используемые объекты, их размещение, каждое опытное действие и его результат, соблюдение процессуальных и тактических требований. Важно, чтобы видеофонограмма создавала «эффект присутствия» при производстве следственного эксперимента, помогала оценить возможность или невозможность восприятия в данных условиях конкретной информации, совершения каких-либо действий за определенный промежуток времени и т.д.

Проверка показаний с выходом на место

Проверка показаний с выходом на место зачастую также требует видеозаписи. При всей универсальности словесного описания бывает трудно отобразить в протоколе динамическую и звуковую картину хода и результатов проверки, особенно когда проверяемое лицо указывает сложные, малоизвестные маршруты, демонстрирует замысловатые действия, сопровождающиеся характерными звуками, дает пояснения, пользуясь специальной терминологией, и т.п.

Основной задачей видеофиксации здесь является запечатление образной и звуковой информации о действиях проверяемого и маршруте его движения. Продолжительность проверки нередко довольно значительна, поэтому следует предусмотреть съемку наиболее важных, узловых моментов ее проведения, имеющих доказательственное значение.

Сюда следует отнести участки местности, объекты, сведения в их связи с проверяемыми показаниями: место обнаружения трупа или его частей, орудий преступления, похищенных ценностей; отрезки маршрута, важные сведения, сообщенные проверяемым лицом.

Вначале нужно снять говорящих участников проверки с выходом на место средним и крупным планом, чтобы затем по видеофильму было легче сориентироваться, кто и что делал, где находился, кто именно произнес ту или иную фразу. Маршрут движения фиксируется выборочно, с выделением ориентиров. После обзорной съемки места проверки важно запечатлеть ее ключевые моменты и те результаты, которые влияют на оценку полученных доказательственных данных.

Применение криминалистической видеозаписи при предъявлении для опознания особенно желательно в тех случаях, когда последнее производится по походке, мимике, жестикуляции, своеобразным интонациям речи, другим функциональным признакам внешности. Так как каждое конкретное опознание есть одноразовый процесс, повторение которого с тем же опознающим, как правило, недопустимо, предварительная подготовка к видеофиксации очень важна. Поскольку выбор места проведения опознания не ограничен, лучше провести его в просторном, светлом помещении с хорошей звукоизоляцией. Все лишние предметы, могущие отвлечь внимание опознающего, рекомендуется убрать, фон для съемки должен быть однотонным.

Следует заранее наметить наиболее подходящие точки съемки и те операторские приемы, которые необходимы для максимально полной и наглядной видеофиксации. Вначале делают обзорную съемку группы опознаваемых с «наездом» на каждого для показа правильности подбора членов группы, которые не должны иметь во внешности (походке, речи, жестикуляции) резких отличий. Затем на видеограмму снимаются те действия, которые группа проводит по указанию следователя, реакции на них опознающего и его заявления по поводу воспринятого. В заключение крупным планом – те признаки внешности, по которым произошло опознание.

Допрос и очная ставка

Допрос и очную ставку следует обеспечить видеофиксацией в тех случаях, когда допрашиваемые лица страдают физическими или психическими недостатками: слепоглухонемые, глухонемые, немые, лица с парализованными органами речи, и те, которые симулируют душевные заболевания. Целесообразна видеосъемка допросов малолетних свидетелей и потерпевших, лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также наиболее сложных допросов и очных ставок с целью их последующего анализа для выработки более эффективной тактики дальнейших следственных действий.

Для допроса с видеозаписью нужно выбрать достаточно просторный и равномерно освещенный кабинет, имеющий надежную звукоизоляцию. Лучше заранее проверить помещение, рекомендуется провести пробную видеосъемку и оценить качество записи звука и изображения. Одновременно следует наметить и наиболее подходящие точки съемки.

Ведя допрос или очную ставку с применением видеозаписи, следователю надлежит помнить, что лаконичность, конкретность, ясность вопросов, выразительность жестов, когда они уместны, – важные условия результативности допроса и качества его видеофиксации. Основное место в видеофонограмме должен занимать свободный рассказ допрашиваемого об известных ему обстоятельствах дела, дополненный ответами на вопросы следователя. При съемке допросов с предъявлением уличающих материалов важно запечатлеть сам момент предъявления улики и реакцию на нее допрашиваемого.

Когда показания даются посредством знаков, например при помощи азбуки глухонемых, акцент следует делать на этих жестах допрашиваемого, а во время сурдоперевода в кадре должен быть еще и переводчик. Впоследствии это облегчит проверку правильности перевода, если в ней возникнут сомнения. При фиксации очной ставки в кадре необходимо держать обоих участников.

Осмотр места происшествия

 

Осмотр места происшествия нуждается в записи на видеограмму, если его обстановка очень сложна, а время для производства ограниченно. Особенно большую помощь в быстрой, полной и наглядной фиксации видеозапись оказывает в ходе осмотров мест происшествий, связанных с крушениями, авариями, катастрофами, взрывами, обрушениями зданий и пожарами, когда необходимо принимать меры для скорейшей ликвидации последствий происшедшего, что неразрывно связано с изменением первоначальной обстановки, когда место происшествия – вредная или специальная территория (шахта, подводное или подземное сооружение) и т.п.

Подготовка к видеофиксации здесь, как правило, сводится к ориентировке на месте, поскольку до прибытия туда ни условия съемки, ни объекты, подлежащие запечатлению, не известны. Вначале рекомендуется съемка общим планом для ориентации места происшествия на окружающей местности, лучше всего посредством панорамирования. Затем – общий вид самого места путем его обзорной видеосъемки общим и средним планами. Далее необходимо перейти к фиксации действий следователя по осмотру наиболее важных объектов и запечатлению последних с разных точек крупным и детальным планами, фиксируя их криминалистические особенности, а также следы. Звуковым сопровождением будут пояснения следователя, даваемые по ходу осмотра.



Аленников А.Г. Криминалистика | Ищенко Е.П. Криминалистика | Приводнова Е.В. Криминалистика | Россинская Е.Р. Криминалистика | Яблоков Н.П. Криминалистика