Каталог статей |
Гнитиенко Р.И. Комуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесПредмет исследования – коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс.Цель исследования – обосновать концепцию управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти. Длительное развитие социально-экономического и политического кризиса, трансформация социального строя, смена ценностно-нормативной системы и связанная с этим социальная аномия даже после того, как ситуация в стране стала изменяться к лучшему, предопределили долгий административный дисбаланс на разных уровнях региональной власти. В силу причин, связанных с переходным состоянием как общества, так и государства, в системе государственного и муниципального управления развилась коррупция, широкий размах приобрели корыстные преступления, и эта проблемная сторона оказалась под прицелом СМИ, формировала и продолжает формировать в общественном мнении украинцев негативный образ государственной власти[1]. На фоне сложных процессов становления нового социального строя обозначились противоречия во взаимодействии гражданского общества и структур публичной власти: это взаимодействие уже не могло опираться на советскую модель социального управления, где государство строило свои отношения с широким фронтом общественных организаций вплоть до передачи некоторых своих функций последним (профсоюзам, комсомолу), но под жестким контролем правящей партии, новая же модель, соответствующая принципам взаимоподдержки и взаимоконтроля правового государства и гражданского общества, находилась (находится и сейчас) в стадии формирования. Одним из недостатков этого переходного процесса является незавершенность построения коммуникативного взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Встает задача не только укрепить слабые общие управленческие коммуникации, но еще и добавить им недостающее качество (в том числе за счет гражданского ресурса, самодеятельности местного сообщества). Значение коммуникации как одной из основ управления осмысливалось уже в классических теориях управления и теориях организации А. Файоля, Ф. Тейлора, А.А. Богданова, А.К. Гастева, Э. Мэйо и др. В отечественной социологии управления этот вопрос в теоретической форме и как обобщение эмпирических исследований рассматривался Ю.П. Авериным, А.А. Деревянченко, В.Л. Доблаевым, Ю.Д. Красовским, В.А. Луковым, А.И. Пригожиным, Б.А. Суслаковым, Е.В. Тихоновой, Б.Ф. Усма-новым и др. В целом, тем не менее, проблематика
коммуникативных взаимодействий гражданского общества и структур публичной
власти в аспекте социологии управления оказалась разработанной недостаточно. В
исследовательской практике пока не удалось выявить специфику коммуникаций
такого рода и их воздействия на управленческой процесс в политической сфере. Создание устойчивого положительного отношения к власти у значительной части электората и обеспечение участия населения в управлении делами государства и общества более эффективно, если органы государственной власти вступают в диалогические отношения не с диффузным электоратом, а со структурами гражданского общества (органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, негосударственными организациями в сфере бизнеса, образования и культуры, спорта, социальной защиты, а также другими формами инициативного участия граждан в решении конкретных социальных проблем)[2]. С учетом этого стратегически значимым становится осуществление «коммуникативно применяемой власти» как необходимого дополнения к «административно применяемой власти». При разработке концепции и планов коммуникаций управленческого партнерства с участием структур гражданского общества, целесообразно на этапе, когда последние еще не имеют необходимой подготовки и ресурсов, основную роль отдавать органам государственной власти, в то же время максимально содействуя структурам гражданского общества в приобщении их к управленческой деятельности. При этом допуская в оговоренных (нормативно закрепленных) пределах и в качестве временной меры неравенство в коммуникативном диалоге в пользу гражданских структур. Потребность в доминантах коммуникативного взаимодействия, выявленный набор научных и практических (проблемных) фактов создают основания для новой парадигмы развития информационно-коммуникативной сферы. Их изучение и оценка дают право говорить о коммуникативном диалоге гражданского общества и структур публичной власти как реальной предпосылке к созданию новой концептуальной модели социально-управленческих отношений, которая может найти дифференцированное применение на разных уровнях системы управления – общегосударственном, региональном и местном. Выявленные тенденции коммуникативного взаимодействия подводят к выводу о признании коммуникативного диалога гражданского общества и структур публичной власти, ориентированной на него системы управленческого партнерства оптимальным вариантом на пути развития гражданского общества, форм общественного самоуправления. Оптимальной формой существования гражданского общества в этом случае правомерно видеть идеальный для его отношений со структурами публичной власти и государством коммуникативный диалог. Именно в нем — программа-максимум на ближайшее будущее для обоих политически и социально мотивированных партнеров. Таким образом можно сделать вывод, что: Ø становления нового социального строя обозначились противоречия во взаимодействии гражданского общества и структур публичной власти; Ø управление государственными делами с применением коммуникаций управленческого партнерства гражданского общества и структур публичной власти эффективнее информационной работы органов государственной власти; Ø стратегически значимым становится осуществление «коммуникативно применяемой власти» как необходимого дополнения к «административно применяемой власти».
Литература: 1. Воробьев Ю.Л. Коммуникация как социальное явление и процесс (социо-логический дискурс) // Научный поиск: парадигмы, проекции, практика: Сборник научных статей / Сост. и ред. Л.В. Бадя, Ю.Л. Воробьев. — М.; Братск: Изд. МСЭИ, 2010. — С. 56-81. 2. Воробьёв Ю.Л. Управленческое партнерство общества и власти: Концепту-альные и прогнозные модели коммуникативного диалога: Научная монография. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 108 с.
|