Каталог статей

Соколовский Д.О.

Сущность и разнообразие маркетинговых корпоративных стратегий

Сущность и разнообразие маркетинговых корпоративных стратегий. В самом общем виде стратегия это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к определенной цели. Такое понимание стратегии справедливо только при ее рассмотрении на верхнем уровне управления организацией. При определении таких стратегий руководство организации сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением организации на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить;

в какой новый бизнес перейти. Рассмотрим базисные (эталонные) стратегии развития бизнеса. Они отражают четыре различных подхода к росту организации и связаны с изменением состояния одного или нескольких из следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли; технология.

    Корпоративные стратегии разделяются на четыре вида: стратегии концентрированного (интенсивного) роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста; стратегии сокращения. Основное задание корпоративной стратегии - определение сфер бизнеса и товарно-рыночных сегментов, в которых должна функционировать фирма.

   

1.Стратегии концентрированного (интенсивного) роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и/ или рынка. Конкретными типами стратегии первой группы являются такие: стратегия усиления позиций фирмы на рынке; стратегия развития рынка; стратегия развития продукта.

    В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасль.

Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо же переходит на новый рынок.

2.Стратегии интегрированного роста. Эти стратегии связанны с тем, что фирма расширяется путем добавления новых структур. Выделяют следующие типы стратегий этого вида: стратегия обратной вертикальной интеграции; стратегия вперед идущей вертикальной интеграции; стратегия вертикальной интеграции; стратегия горизонтальной интеграции.

    Стратегии интеграции предусматривают расширение объёмов сбыта, прибыли или рыночной доли фирмы в результате объединения ее усилий с другими фирмами-поставщиками, посредниками или конкурентами. Применение стратегий интегрированного роста предопределяются такими их преимуществами: возможность распространения знания и опыта, приобретенных в одной отрасли, на другие сферы деятельности фирмы; существование тесного контакта с конечными потребителями; уменьшение конкурентной  уязвимости фирмы от действий рыночной силы поставщиков и посредников.

   

3.Стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии предусматривают выход фирмы в новые для нее сферы бизнеса, если она не может эффективно развиваться на данном рынке, с данным товаром. Основные стратегии этого вида: стратегия центрированной диверсификации; стратегия горизонтальной диверсификации; стратегия конгломеративной диверсификации.

  

 4.Стратегии сокращения. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке своих сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. К этому виду стратегий роста относят: стратегия ликвидации; стратегия «сбора урожая»; стратегия сокращения; стратегия сокращения расходов.

    В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий в определенной последовательности. В таких случаях говорят, что фирма осуществляет комбинированную стратегию. В данной работе предпринята попытка на основе тщательного анализа многих литературных источников, представить типовые понимания, названия и сущность корпоративных стратегий в компактной форме и логической взаимосвязи. Для иллюстрации особенностей и трудоемкости работ, связанных с разработкой корпоративной стратегии в работе приведены результаты совершенствования корпоративной стратегии отечественной компании под условным названием «Кентавр». Основные практические результаты выполненной работы: выбрана новая версия миссии компании, исходя из изменившихся условий на рынке; изменения миссии привело к существенному пересмотру стратегических целей этой компании; на данном этапе компании «Кентавр» рекомендуется взять на вооружение стратегию вертикальной интеграции, поскольку компании удалось занять сильную конкурентную позицию, поэтому ее очень важно сохранить.

    Корпоративная стратегия является общим планом развития для диверсифицированной компании и распространяется на всю исследуемую компанию, охватывая все направления ее деятельности. Поэтому грамотная реализация описанных выше решений - основа для эффективного стратегического развития компании «Кентавр».