главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск
Каталог статей

Ровшан Атеш оглы Мурадов

Аспирант Азербайджанского Научно-Исследовательского Института Агромеханики

Направления развития агролизинга в Азербайджанской Республике

В рыночных экономических условиях нашей республики хозяйственные субъекты разных категорий, осуществляющие свою деятельность в сельском хозяйстве, пере­жили период успешных аграрных реформ. Благодаря осуществлению успешных ре­форм в аграрной сфере, в республике активно развивается многоукладная экономика, идут процессы кооперации и интеграции, прилагаются усилия по оздоровлению финан­сового положения сельскохозяйственных предприятий, созданию интеграционных структур кооперативно-корпоративного типа. Но наряду с наблюдаемыми позитив­ными явлениями, в нашей республике, как и в любой стране, переживающей пере­ходный период, производители сельхоз товаров сталкивались с определенными труд­ностями. Выявление и исследование причин возникновения таких трудностей необхо­димо и весьма актуально. Проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о том, что основными причинами такого положения дел, наряду с диспаритетом цен, несовершенством финансово-кредитной политики и другими факторами, являются и такие факторы, как разбазаривание материально-технической базы, сокращение коли­чества сельхоз машин и механизмов, снижение уровня их технической готовности.

Как показал анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаро­производителей, до создания Открытого Акционерного Общества (ОАО) «Агро­лизинг», только из-за отсутствия необходимого количества тракторов, комбайнов, горюче-смазочных материалов и удобрений значительные площади пахотных земель, пригодных для посевов, не обрабатывались. Размеры потерь урожая зерновых из-за несоблюдения нормативных сроков сбора урожаев (в связи недостаточно интенсивной работой комбайнов), а также ввиду значительного износа техники, составляют 25-30%.

Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 23.10 2004 года было создано ОАО «Агролизинг». За это время ОАО «Агролизинг» заняло ведущие позиции на рынке агролизинговых услуг в республике. По сути, оказание лизинговых услуг на региональном уровне по всей АР возложено на это Общество. ОАО «Агролизинг», финансируемое за счет средств госбюджета, по заказам предпринима­телей, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, предоставляет им разнооб­разные виды услуг: посевы, посадка, обработка почвы, культивация, уборка урожая и т.д. (более 20 наименований услуг) на выгодных условиях, а также оказывает помощь сельхоз предпринимателям в производстве продукции в соответствии с возможностями современной технологии. ОАО «Агролизинг», обслуживая 4 межрайонных баз снабжения в районах республики, 55 районных хозрасчетных филиалов агросервиса и более 100 механизированных отря­дов этих филиалов, 1 Центральную базу снабжения в городе Баку, принимает активное участие в реализации «Государственной Программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики».

Азербайджан, считая лизинг наиболее эффективным путем обновления машино­тракторного парка и экономики хозяйств в целом в масштабе страны, одними из первых стала развивать лизинговые отношения. В течение 2005-2008 гг. ОАО «Агро­лизинг», за счет средств, предусмотренных в Госбюджете и других источников, осу­ществило ввоз в республику 565 единиц зерноуборочных комбайнов, 1484 тракторов, 120 экскаваторов, 4023 единиц разной сельхоз. техники, 19 комплектов технологи­ческого оборудования, в том числе 7 кормозаводов, 6 молокозаводов и 6 холодильных камер. Это были первые тракторы и сельхоз машины, сданные в эксплуатацию в ка­честве объектов агролизинга. Кроме того, были закуплены 136,74 тыс. тонн минераль­ных удобрений, 294,3 тыс. литров препаратов по борьбе с вредителями. До конца теку­щего года планируется ввоз республику еще 352 тракторов, 473 разных сельхоз машин, 6 комплектов технологического оборудования, 72 тыс. тонн минеральных удобрений.

Использование ресурсов лизинга позволило комплектовать большинство машино-технологических станций, созданных на территории республики, необходимой техникой. Это, в свою очередь, является еще одним шагом на пути оздоровления экономики сельхоз предприятий, поскольку машино-технологические станции, особенно в периоды посевной кампании и уборки урожая, оказывают существенную помощь хозяйствам.

Следует отметить, что в нынешних условиях еще недостаточно развит так назы­ваемый региональный агролизинг, то есть лизинг техники и оборудования отечествен­ного производства. Также недостаточно развит вторичный рынок лизинговых услуг в сельском хозяйстве, хотя в нашей республике есть все необходимые условия для этого. Этот факт, видимо, объясняется тем, что в нашей стране вторичный рынок лизинговых услуг в сельском хозяйстве находится на стадии становления. Необходимо предус­мотреть применение особых подходов к хозяйствующим группам в нашей стране, осу­ществление мер финансового оздоровления, в том числе меры по реструктуризации долгов, изме­нению структуры производства и управления, создание маркетинговой службы, специаль­ное обучение работников, при необхо­димости – смена руководителей хозяйств, вплоть до осуществления процедуры банкротства. Исходя из прогнозных расчетов, мы пришли к выводу, что в результате реализации механизма агролизинговых отношений для произ­водства сельхоз продукции на территории нашей республики есть возможность применять дополнительную технику в количестве, в 2-3 раза превышающем соответствующих показателей в случае приобретения этой техники за полную стоимость.

Развивая лизинговые отношения в сельском хозяйстве нашей республики необхо­димо предусмотреть следующие основные принципы: возврат лизинговых платежей; минимизация доли затрат в стоимости лизингового договора; дифференцированный отбор лизингополучателей; обеспечение товаропроизводителям возможности отбора как поставщика объекта лизинга, так и лизингодателя; повторная инвестиция лизинговых платежей в новые лизинговые сделки; льготы для лизингополучателей при распределении финансовых ресурсов; конкурсный отбор поставщиков объекта лизинга, а также сублизинговых и страховых компаний.

Действующее ныне законодательство о лизинге, в частности вопросы агролизинга, решаемые с участием государства, нуждаются в совершенствовании. На наш взгляд, в ус­ловиях договора об агролизинге, и, соответственно, в правилах правового регулирования такого договора необходимо учесть специфические особенности аграрного производства. Как нам представляется, в законодательстве необходимо предусмотреть более высокие льготы для лизингополучателей в вопросах их материально-технического оснащения, пос­кольку наиболее уязвимой стороной среди субъектов лизинговой сделки являются именно лизингополучатели. Мы предлагаем внести в действующее законодательство специальные поправки, относящиеся товаропроизводителей, а обязанность по капитальному ремонту сельхоз техники в гарантийный период ее эксплуатации возложить на лизингодателей.