Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рыбалкина З.М. Факторы повышения эффективности управления организациейВ современном мире управление рассматривается как важное условие успешного функционирования и развития любой организации. При таком понимании значимости управления главная задача управленца – поиск факторов повышения эффективности управления организацией, от которых зависит достижение поставленных целей.В хозяйственной деятельности вопрос о факторах повышения эффективности управления имеет первостепенное значение для оценки внутренних резервов производства и выявления объективных условий и качества работы организации. Но хозяйственная деятельность не исходит из процесса принятия решений, поэтому встречается формальный подход к проблеме поиска факторов повышения эффективности управления. Повышение эффективности управления зависит от поставленной управленческой задачи и пространственных условий ее решения. Чем выше уровень управления, тем больше факторов можно рассматривать в качестве повышения эффективности управления. Чем длительнее период реализации принятого решения, тем шире становятся границы возможного повышения эффективности управления. Следовательно, на вопрос о факторах повышения эффективности управления нельзя ответить с точки зрения каких-то абстрактных представлений. Факторы повышения эффективности управления определяются конкретными условиями места и времени реализации принимаемого управленческого решения. От обоснованности факторов повышения эффективности управления во многом зависит успех деятельности организации. К числу объективных факторов, влияющих на эффективность управления, следует отнести величину предприятия и количество его сотрудников. К ним также относятся особенности производственной деятельности. Промышленное предприятие, банк, магазин, строительная организация или научно-исследовательский институт значительно отличаются и характером труда, и качеством рабочее силы, и спецификой управленческих механизмов. На управление влияют особенности выполняемых производственных задач, условия их реализации, способы и средства деятельности. В теории менеджмента недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на повышение эффективности управления. Основаниями для выделения служат положение по отношению к субъекту управления (внешние и внутренние факторы), а также степень активности субъекта (структурные и активизирующие). Каждая организация, каждый субъект имеют свои внешние и внутренние факторы влияния на эффективность управления организацией (табл. 1). Таблица 1 Факторы, влияющие на эффективность управления организацией
Управление структурными факторами для субъекта означает, прежде всего, управление делами, а активизирующими – людьми (рис. 1). Структурные факторы управления требуют рационального подхода, логики, объективности и систематизации. Владение активизирующими факторами предполагает доминанту творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, чутья ситуации и проблемы. Позитивная деятельность возможна, когда руководитель профессионально владеет методами управления обоими типами факторов.
Рис. 1. Структурные и активизирующие факторы управления Активизирующие факторы характеризуют процесс управления людьми, структурные – область технических навыков. Относительная доля факторов процесса управления растет за счет сокращения технических умений по мере возрастания организационного уровня. В этом случае большое значение имеет умение руководителя налаживать межличностные отношения. Использование сильных сторон личности руководителя необходимо для достижения высоких результатов. Факторы, влияющие на эффективность управленческого труда, не могут быть идентичными. Одни из них действуют постоянно, другие – временно. К постоянным факторам влияния относится окружающая среда, социальные нормы, типичные черты личности, производственная ситуация; к временным – опыт руководства, эмоции, психологический климат в коллективе. Для любой организации на том или ином этапе можно выявить стратегию и найти ключевые факторы повышения эффективности управления. Этими факторами являются управленческие механизмы, использующие внешние условия среды для усиления системы и стремящиеся к максимизации внутренней эффективности. Это не только получение финансовой прибыли организации, но и социальные цели – от бережного отношения к сотрудникам до заботы об окружающей среде. Деятельность социально-экономических преобразований в организациях связана и с максимизацией своей стоимости, и с положительными внешними эффектами, способствующими повышению эффективности управления. Таким образом, для повышения эффективности управления организацией необходимо познать природу поведения человека в социально-экономической системе, выявить факторы, влияющие на его производительность и качество труда, деловую активность, творчество. Работа в организации должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом. Только так можно достичь повышения эффективности управления и поставленных перед организацией целей. Библиографический список 1. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. – М.: Юриспруденция, 2004. – 304 с. 2. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. -864 с. 3. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс. – 2000. – с. 135. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||