Каталог статей

Коваленко Г.В.

Аудит эффективности стран Скандинавии

Аудит эффективности стран Скандинавии в первую очередь интересен с позиции значительного опыта накопленного в данной сфере. В течение долгого времени аудит эффективности являлся основной областью контрольно-ревизионной деятельности двух органов контроля Швеции - предшественников настоящего НКРУ, а именно: парламентских аудиторов и прежнего ВОФК - Национального управления финансового контроля (НУФК). [1]

В Швеции аудит эффективности был выделен в отдельную категорию контрольно-ревизионной деятельности еще в шестидесятых годах двадцатого столетия. Финансирование программ хорошо вписалось в шведскую политическую и административную культуру с ее верой в социальную инженерию и в возможность оценить и изучить последствия различных правительственных вмешательств и гармонизировать действие различных инструментов, используемых в той или иной политике. И во всей этой деятельности важное место отводилось аудиту эффективности. Дальнейшее развитие аудита эффективности в совокупности с дальнейшей реформацией контрольных органов, привело к тщательному изучению деятельности  правительства, кабинета министров, судов и правительственных учреждений. Результаты полученные в ходе проведения финансового контроля и контроля эффективности, ежегодно отражаются в отчете ГКРУ Швеции, составляемом при совместном участии трех Генеральных аудиторов.

 В отличие от Швеции, Норвегия стала использовать аудит эффективности начиная с 1990 года. Отличительной особенностью стало применение подхода основанного на оценке риска связанного с осуществлением министерством своих полномочий по реализации соответствующих парламентских касающихся сферы деятельности, корпоративной структуры, управления компании, ее функционального статуса, а также всех комментариев со стороны аудиторов компании. Что было вызвано, спецификой осуществления контрольных мероприятий Счетной палаты Норвегии, которые условно можно разделить на три категории: финансовый контроль, контроль деятельности корпораций и аудит эффективности.

Таким образом проверка эффективности проводятся на основе критериев, связанных с существенностью и риском. В каждом отдельном секторе проверки эффективности проводятся в тех областях, где существует большой риск и вероятность несоблюдения решений и целей Стортинга. Аудит эффективности проходит в разрезе: использования правительственными учреждениями ресурсов для выполнения своих задач; насколько эффективно используются ресурсы и инструменты для выполнения задач; осуществляет ли правительство утвержденную политику охраны окружающей среды с целью соблюдения принципов устойчивого развития и эффективного управления природными ресурсами. Как и в Швеции результатом проверок эффективности является отчет, представляемый ежегодно.

В Исландии аудит эффективности проводится с целью регулирования работы центральных государственных органов и предприятий путем предложения мер по улучшению методов управления, организационной структуры, работы с кадрами, механизмов контроля, постановки задач и методов работы. [2] При этом основной упор делается на проверку экономичности и эффективности работы учреждений и предприятий центрального правительства; проверку соблюдения законных предписаний при осуществлении деятельности; оценку результативности использования субсидий и пожертвований, ассигнованных на определенные цели. Необходим отметить, что в среднем в странах Скандинавии проводится до десяти проверок эффективности учреждений, однако только в Исландии возникла методология отбора объектов для проверок, в связи с значительными затратами времени и людских ресурсов.

Концепция управления риском, направленной на достижение целей деятельности с обеспечением ее устойчивости в случае непредвиденных обстоятельств, основана на существование эффективной системы внутреннего контроля. Внедрение данного подхода в традиционные проверки финансовой деятельности в работе правительственных учреждений, позволило сформировать представление о наиболее эффективном управлении механизмами оценки риска и системами внутреннего контроля. [2]

Рассматривая  организацию государственного контроля Дании необходимо выделить узкую специализацию, т.е. разделение на департаменты, большинство из которых отвечает за финансовые проверки или аудит эффективности. Уже в 1990-х годах правительство Дании начало применять следующие механизмы: контракты, ориентированные на результат, контракты с управленцами, внутренние контракты и справки об итогах и результатах. В настоящее время при проведении контрольных мероприятий ВОФК Дании в настоящее время уделяет большое внимание рассмотрению информации о результатах деятельности. Дальнее реформирование государственного сектора, переориентирует основные аспекты управления и контроля, и управление такими процессами. Отличительной особенностью при проведении аудита эффективности является особое внимание к конкурсной  и контрактной системе поскольку в Дании они являются общей тенденцией. Таким образом взаимное влияние аудита эффективности и проводимых реформ, способствуют повышению статуса государственного управления и способствуют более эффективному реформированию. [3]

Имея схожие черты в проведении аудита эффективности, в том числе с позиции подхода ориентированного на риск скандинавские страны осуществили несколько совместных аудиторских проектов. Исландия участвовала в двух совместных проверках эффективности в скандинавских странах, а именно: в проверке функционирования систем налогообложения (в 1997 году), в ходе которой делался упор на подоходные налоги, и в проверке системы контроля и оценки управления и организации налогообложения.

Список использованных источников

1. Счетная палата РФ. ВОФК зарубежных стран: Королевство Швеция  - Интернет ресурс: [сылка более недоступна}

2. Счетная палата РФ. ВОФК зарубежных стран: Республика Исландия – Интернет ресурс: [сылка более недоступна}

3. Счетная палата РФ. ВОФК зарубежных стран: Королевство Дания – Интернет ресурс: [сылка более недоступна}

4. Аудит эффективности: опыт, проблемы, перспективы. Материалы «круглого стола» седьмого Петербургского международного экономического форума. Под ред. Степашина С.В., Агапцова С.А. - М.: Издательский дом «Финансовый контроль». 2003.

5. Лимская декларация руководящих принципов контроля Принята IX
Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году