Муниципальное право (Кушнир И.В.)

Конституционные основы непосредственной демократии в местном самоуправлении

Основы демократизма муниципального права закреплены в Конституции РФ. Демократия понимается и закрепляется законодательно как власть народа. В ст. 3 Конституции РФ записано:

«1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Основу осуществления гражданами РФ права на местное самоуправление составляют собрания (сходы) граждан.

Право участия в собраниях (сходах) по законодательству имеют граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста. Однако при анализе уставов муниципального образования установлено, что в них часто встречается и иной возрастной ценз, – участвовать в собрании (сходе) могут жители, достигшие 16-летнего возраста.

Собрание считается правомочным, если в нем принимают участие большинство жителей квартир, домов, подъездов, улиц или большинство граждан поселка. Решение принимается также большинством голосов присутствующих.

Собрания (сходы) граждан по участкам городской территории созываются по мере необходимости. Инициатива проведения собрания может исходить непосредственно от населения, депутатов, избранных на территории города (района), главы городского самоуправления, глав администраций районов, органов территориального общественного самоуправления.

Собрание (сход) для решения вопроса о создании органа территориального общественного самоуправления, проведения выборов в этот орган, а также для заслушивания внеочередного отчета депутата городского (районного) представительного органа местного самоуправления может быть созвано также инициативной группой граждан из числа постоянных жителей данной территории в составе, как правило, не менее 10% от числа проживающих на данном участке городской территории.

Вопросы повестки дня собрания (схода) определяются инициатором (инициаторами) созыва и утверждаются на собрании большинством голосов присутствующих граждан. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь.

Принятие решения о проведении общегородской конференции избирателей, о представительстве на конференцию и вносимых для рассмотрения вопросах осуществляется городским советом.



Каковкина Е.Н. Муниципальное право | Кушнир И.В. Муниципальное право