Понятие рыночного хозяйства. Рыночное хозяйство
В современных
условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый. Это привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного
хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели.
Субъекты рыночного хозяйства: - домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
а) обеспечивает
производство и воспроизводство человеческого капитала; б) самостоятельно принимает решения; в) является собственником какого-либо фактора
производства; г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей; - предприятие – экономическая единица, которая:
а)
использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи; б) стремится к максимизации прибыли; в) самостоятельно
принимает решения; - государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения
контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на
рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не
только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал) услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из
которых являются сами деньги. Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг. Рынок как самостоятельное образование включает 3
основных элемента: - рынок товаров и услуг;
- рыноктруда;
- рынок капитала.
Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны
и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих. Рынок предполагает наличие следующих
признаков: - неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый
человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители выбирают любой вид деятельности. В свою очередь, потребители могут купить
все что угодно;
- мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения
дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т.д.;
- наличия у
каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах и т.д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное
решение о целесообразности покупки и продажи;
- отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет
свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует
конкурентный рынок. Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия
сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты.
Вечканов Г.С. Микроэкономика | Кушнир И.В. Микроэкономика | Левкина Е.В. Микроэкономика
|