Статистика (Неганова Л.М.)

Статистика товарооборота и цен

  1. Статистика товарооборота
  2. Статистика товарных запасов
  3. Статистический анализ качества товаров и услуг
  4. Статистика инфраструктуры рынка
  5. Статистика цен

Статистика товарооборота

В условиях товарного производства необходимым условием процесса воспроизводства является обмен товарами. Довести товар от производителя к потребителю и удовлетворить тем самым его потребности – главная цель субъекта экономики, действующего в сфере торговли. Обмен товарами осуществляется при помощи денег, которые являются мерой стоимости товаров и служат средством обращения. Движение товара от производителя к потребителю в экономическом пространстве совершается в форме товарооборота.

Товарооборот представляет собой процесс купли-продажи, в основе которого лежит переход права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. Важной задачей экономической статистики в этой области является определение товарооборота как объекта статистического исследования, а значит, определение его предмета и методов количественного и качественного анализа.

Предметом статистики товарооборота являются массовые процессы и явления передвижения товара от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной оценке. Товарооборот в современном экономическом пространстве представляет собой комплексный экономический процесс обмена результатами деятельности обособленных субъектов экономики с присущими ему общими тенденциями и закономерностями. Целью статистики товарооборота является комплексная количественная характеристика процесса обращения товарной продукции, выявление основных тенденций и закономерностей его развития. Задачами статистики товарооборота являются сбор, обобщение и анализ информации о товарообороте предприятий разных форм собственности, каналов товародвижения по стране в целом и регионов; анализ объема, товарной структуры, динамики товарооборота.

При изучении товарооборота удобно пользоваться группировками. По категориям товарооборот делится на валовой и чистый, оптовый и розничный. По организационным формам торговли различают товарооборот розничных и оптовых, заготовительных и сбытовых организаций. По формам товародвижения товарооборот бывает складской и транзитный. По натурально-вещественному составу товарооборот изучают по товарным группам. Кроме того, изучают товарооборот предприятий различных форм собственности.

В методологии статистического анализа товарооборота выработана целая система показателей, его характеризующих. Валовым товарооборотом называется сумма всех продаж товаров в процессе продвижения от производителей к потребителям. Этот показатель зависит от числа продаж. Если из него исключить повторные перепродажи, то получится чистый товарооборот. Одним из показателей, характеризующим рациональность организации процесса товародвижения, является коэффициент звенности. Он рассчитывается как отношение валового товарооборота к чистому. Товарооборот на душу населения рассчитывается как отношение товарооборота к средней за период численности населения.

Важной качественной характеристикой товарооборота служат показатели его структуры. К ним относятся абсолютный показатель продажи отдельного товара или группы и относительные показатели: удельный вес (доля) каждого товара или группы в общем объеме товарооборота, показатель соотношения продажи двух товаров. Показатели товарных запасов на начало и конец периода и средний применяются при расчете показателя обеспеченности товарооборота товарными запасами. Товарооборот в днях обеспеченности рассчитывается как отношение произведения запасов на начало периода и количества дней к товарообороту. Показатель скорости товарооборота рассчитывается как отношение объема товарооборота за тот или иной период к величине среднего товарного запаса за этот период. Обратный показатель называется временем обращения товарных запасов.

В изучении товарооборота широко применяется индексный метод. Этот метод позволяет оценить вектор и скорость развития товарооборота. Изменение товарооборота за какой-то промежуток времени характеризуется отношением текущего товарооборота к базисному. В качестве базы сравнения избирается любой предыдущий период, сопоставимый с текущим. Индекс товарооборота – относительный показатель, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров, денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров в текущем периоде по сравнению с базисным, за счет совместного влияния изменений количества и цен.

В статистике товарооборота вычисляют следующие индексы. Индекс доли – показатель изменения товарной структуры – рассчитывается как отношение удельных весов отдельного товара или группы в текущем периоде к базисному. Индекс локализации товарооборота представляет собой отношение удельных весов товарооборота и факторного признака в общем объеме по всей территории. Индекс товарооборота на душу населения является отношением товарооборота на душу населения текущего периода к базисному. Он позволяет исключить влияние динамики численности населения. Индекс физического объема товарооборота отражает влияние изменения количества товаров и их ассортимента на динамику стоимости товаров. Территориальный индекс товарооборота сравнивает товарооборот различных регионов, рассчитывается как отношение среднедушевого товарооборота одного региона к другому.

Еще одним методом изучения товарооборота является метод изучения поставок товаров. Важными характеристиками товарооборота являются ритмичность и равномерность поставок товаров. Равномерность поставки – это поступление товаров равными партиями через равные промежутки времени. Ритмичность поставки – это соблюдение сроков и размеров поставки, оговоренных договором с учетом сезонных и цикличных особенностей производства, продажи и потребления. При этом рассматривается коэффициент аритмичности поставки, который характеризует степень отклонения фактической поставки от договорных размеров по согласованным периодам поставки. Коэффициент вариации поставки исчисляется как процентное отношение среднеквадратического отклонения фактической поставки от среднего уровня поставки к этому среднему уровню. Он является обратным коэффициенту равномерности.

В целом показатели товарооборота отвечают потребностям государственной и бизнес-статистики. Таким образом, статистическая характеристика товарооборота имеет экономическую и социальную направленность.

Статистика товарных запасов

Товарные запасы находятся в сфере товарооборота с момента их поступления из производства и до момента реализации конечным потребителем. Товарные запасы сосредоточены в различных каналах товародвижения. Их размер по каждому виду товаров определяется:

  • особенностями товара;
  • ассортиментом товара;
  • условиями производства;
  • условиями транспортировки;
  • условиями хранения;
  • характером спроса.

Важнейшее значение для повышения эффективности коммерческой деятельности принадлежит оперативному маневрированию товарными запасами, их рациональному размещению по территории страны, по предприятиям и организациям.

В статистике рассчитывается система показателей скорости обращения товарных запасов, прежде всего показатель скорости товарооборота (оборачиваемости запасов) – N. Этот показатель рассчитывается как отношение объема товарооборота (ТО) за тот или иной период к величине среднего товарного запаса З за этот период:


т. е. указывает, сколько раз в течение периода в среднем обернулся товарный запас. Обратным ему является показатель времени обращения товарных запасов (в днях) – t.

Этот показатель определяется отношением среднего товарного запаса к сумме однодневного оборота:


где Д – число дней в периоде.

В статистике большое внимание уделяется изучению динамики запасов и скорости их обращения для выявления основных тенденций и возможностей дальнейшего ускорения времени обращения. Изучение динамики показателей товарных запасов осуществляется на основе индексного метода. Индекс общего объема товарных запасов характеризует изменение товарных запасов за определенный период времени:


где 3 – однодневный запас.

Разность между числителем и знаменателем (Σ31Д1 – Σ30Д0) покажет абсолютный прирост или сокращение величины запасов.

Влияние изменения запасов отдельных групп товаров на динамику общего объема запасов количественно измеряется с помощью индекса запасов в днях:


при этом в числителе указана сумма товарных запасов отчетного периода, в знаменателе – условная величина, показывающая, какой была бы сумма товарных запасов в отчетном периоде, если бы обеспеченность товарными запасами сохранялась на уровне базисного периода. Разность (ΣД131 – ΣД031) покажет прирост или сокращение запасов за счет изменения их уровня в днях.

Влияние изменений в реализации отдельных товаров на динамику общего объема товарных запасов вычисляется с помощью индекса однодневного товарооборота:


Разность между числителем и знаменателем (ΣЗ'1Д0 – ΣЗ'0Д0) покажет прирост или сокращение товарных запасов за счет увеличения товарооборота.

Между индексами имеется взаимосвязь:


Особое значение для изучения динамики товарных запасов имеет расчет индекса физического объема запасов, характеризующего динамику запасов без учета влияния изменения цен, на основе использования сопоставимых цен. Теоретически его построение выглядит так:


В статистике товарных запасов необходимо также учитывать оценку равномерности поставок товара. Она показывает, насколько равномерно (равными партиями) за равные промежутки времени поставляют тот или иной товар. Анализ равномерности поставок обычно ведут с помощью показателей вариации за квартал в разрезе 15-дневок. Баланс оптовой торговли строится исходя из наличия товарных ресурсов и изменений в их стоимости. В товарном балансе отражаются:

  • запасы товаров на начало отчетного периода;
  • поступление товаров по источникам;
  • расходование товарных ресурсов (по направлениям поставок, через списание по актам, в связи с потерями от уценки, пересортицы или других параметров).

Отражаются товарные запасы на конец отчетного периода. Балансы могут быть составлены по методу валового оборота, когда суммируются все данные о поставках товаров, и по методу чистого оборота, когда суммируются данные о поставке всех товаров за вычетом внутрисистемного отпуска (оборота). При анализе статистики товарных запасов рассматривают статистику розничной торговли как составляющего элемента. В задачи статистики розничного товарооборота входит сбор данных о розничном товарообороте предприятий, разработке показателей розничного товарооборота (всего по стране, региону, группе предприятий, в среднем на одно предприятие, всего по отдельному виду товара, в среднем на душу населения); анализ влияния факторов на динамику розничного товарооборота. В состав розничного товарооборота входят:

  • объем продажи товаров населению за наличный расчет и в кредит;
  • объем продажи мастерскими индивидуального пошива одежды и обуви, а также выручка за пошив из материала заказчика;
  • продажа материалов и топлива со складов и лесных участков;
  • продажа печатных изданий по подписке;
  • продажа недвижимости;
  • продажа через комиссионные магазины;
  • выручка от проката товаров;
  • мелкооптовые продажи.

При изучении розничного товарооборота целесообразно проводить анализ выполнения задания по товарообороту.


Сезонный аспект динамики розничного товарооборота изучается с помощью индексов сезонности, кроме того, при этом выявляют закономерности развития розничного товарооборота. Для анализа берут лишь сопоставимые во времени и в пространстве данные. Сопоставимость во времени означает, что сравниваемые показатели берут за одинаковые отрезки времени. Сопоставимость в пространстве предполагает необходимость учета изменений района деятельности предприятия, его организационной структуры и специализации. Для выявления общей тенденции развития розничного товарооборота используют следующие методы: метод укрупненных интервалов; метод скользящей средней; метод аналитического выравнивания. При анализе динамики товарных запасов необходимо учитывать влияние объема и структуры спроса населения, объема и структуры доходов населения, изменение показателей товарооборачиваемости.

Статистический анализ качества товаров и услуг

Рыночные тенденции последнего десятилетия привели к существенному повышению уровня требований к качеству продукции (работ, услуг). Проблема максимального улучшения качества весьма актуальна. Потери от производства некачественных товаров и услуг измеряются миллионами долларов. Значение методов контроля качества на настоящем этапе экономики оценивается аналитиками как критически важное.

Для всех производственных процессов возникает необходимость установить пределы характеристик изделия, в рамках которых произведенная продукция удовлетворяет своему предназначению. Основными «врагами» качества продукции являются следующие показатели:

  • отклонения от значений плановых спецификаций изделий;
  • слишком высокая изменчивость реальных характеристик изделий относительно значений плановых спецификаций.

На ранних стадиях отладки производственного процесса для оптимизации этих двух показателей качества производства часто используются методы планирования эксперимента. Обычно любая машина или станок, используемые на производстве, позволяют производить настройки, воздействующие на качество производимого продукта. Изменяя настройки, инженер стремится добиться максимального эффекта и попутно выяснить, какие именно факторы играют наиболее важную роль в улучшении качества продукции.

Важным моментом в этом вопросе является проверка качества товаров. Контролируется качество товаров, поступивших из производства, особенно продовольственных, и в действующей статистической отчетности отражаются данные: поступило товаров из производства или других источников; проверено фактически; процент проверенных в общем поступлении; возвращено поставщикам; удельный вес не прошедших сертификацию. В статистике рассчитывают индивидуальные и общие коэффициенты, например индивидуальный коэффициент сортности определяется по каждой товарной или ассортиментной подгруппе:


При построении общего индекса сортности в качестве весов-соизмерителей выступает фактический товарооборот в количестве проданных товаров.

Текущий контроль качества продукции осуществляется в процессе ее производства. Для этого предназначены специальные процедуры – методы контроля качества. Особенно интенсивно методы контроля качества используются в США, Германии, Японии.

Общий подход к текущему контролю качества заключается в следующем. В процессе производства из произведенной продукции или поступающего сырья проводится отбор выборок изделий заданного объема. После этого на специально разлинованной бумаге строятся диаграммы средних значений и изменчивости выборочных значений плановых спецификаций в этих выборках и рассматривается степень их близости к плановым значениям. Если диаграммы показывают наличие тренда выборочных значений или выборочные значения оказываются вне заданных пределов, то считается, что процесс вышел из-под контроля, и предпринимаются необходимые действия для того, чтобы найти причину разладки. Такие специальные карты называются контрольными картами Шухарта. Также полезно рассматривать график размахов. Размах – это разность между максимальным и минимальным значением выборки. Прагматическая ценность этой характеристики – в том, что она служит мерой изменчивости. По расположению точек на графике размахов принимают решение о случайности или систематичности отклонения в качестве продукции.

Инженеры по контролю качества на производстве сталкиваются еще с одной типичной проблемой, которая заключается в следующем: определить, сколько именно изделий из партии необходимо исследовать, чтобы с высокой степенью уверенности утверждать, что изделия всей партии обладают приемлемым качеством. Для этого разрабатывают процедуру выборочного контроля, обеспечивающую требуемое качество.

Процедуры выборочного контроля применяются в том случае, когда нужно решить, удовлетворяет ли определенным спецификациям партия изделий, не изучая при этом все изделия. Такие процедуры называют статистическим приемочным контролем. Очевидное преимущество выборочного контроля над полным, или сплошным, контролем продукции состоит в том, что изучение только выборки (а не всей партии целиком) требует меньше времени и финансовых затрат. Наконец, с точки зрения управления производством отбраковка всей партии или поставки на основании выборочного контроля заставляет производителей и поставщиков строже придерживаться стандартов качества.

Если взять повторные выборки определенного объема из совокупности и вычислить средние величины изучаемых характеристик изделий, то распределение этих средних значений будет приближаться к нормальному распределению с определенным средним значением и стандартной ошибкой. Но на практике нет необходимости брать повторные выборки из совокупности, чтобы оценить среднее значение и стандартную ошибку выборочного распределения. Имея хорошую оценку того, какова изменчивость (стандартное отклонение, или сигма) в данной совокупности, можно вывести выборочное распределение среднего значения. Уже этой информации достаточно, чтобы вычислить объем выборки, необходимый для обнаружения некоторого изменения качества по сравнению с заданными спецификациями.

Обычно технические условия задают некий диапазон допустимых значений. Нижняя граница этого интервала называется нижней границей допуска, а верхняя – верхней границей допуска. Разность между ними называется размахом допуска. Простейшим показателем пригодности производственного процесса является потенциальная пригодность. Она определяется как отношение размаха допуска к размаху процесса. При использовании правила 6 данный показатель можно выразить в виде:


Данное соотношение выражает долю размаха кривой нормального распределения, попадающую в границы допуска, при условии, что среднее значение распределения является номинальным, т. е. процесс центрирован.

Во многих странах до внедрения методов статистического контроля качества обычное качество производственных процессов составляло примерно Ср = 0,67. Таким образом, 33 % всех изделий попадали за границы допуска. В идеале было бы хорошо, если бы Cp = 1, т. е. хотелось бы достигнуть такого уровня пригодности процесса, при котором почти ни одно или ни одно изделие не выходило бы за пределы допуска.

Следует сказать, что высокая пригодность процесса, как правило, приводит к более низкой себестоимости продукции, если учесть затраты на рекламацию, связанную с низким качеством выпускаемой продукции. Хотя достижение высокого качества продукции увеличивает издержки производства, надо всегда помнить, что убытки, вызванные низким качеством, потери доли рынка и тому подобные последствия могут намного превысить затраты на контроль качества.

Согласно статистике большинство бизнесов в настоящее время оперируют на уровне 3. Это влечет за собой огромное количество ошибок, многие из которых приводят не только к потерям для бизнеса, но и к человеческим жертвам. Сегодня многие компании решают, что уровень качества, который измеряется единицами процентов, перестает быть приемлемым, и ставят перед собой ориентир в области качества – на уровне тысячной доли процента, фокусируясь не на увеличении капиталовложений, а на усовершенствовании процесса управления производством. Многим становится ясно, что минимизация потерь приведет и к минимизации новых капитальных инвестиций. Современный уровень технологии исключает старый уровень приемлемости качества продукции. Сейчас бизнес требует практически совершенного качества.

Статистика инфраструктуры рынка

Рынок – система экономических отношений, обеспечивающая контакты продавцов и покупателей, где совершается большое количество сделок, объектом которых являются разнообразные товары, начиная от сложнейших приборов, начиненных электроникой, до простой буханки хлеба, а также широкий спектр производственных и потребительских услуг.

Рынок имеет собственную инфраструктуру, анализ которой позволяет сделать процесс ее функционирования и развития более управляемым и экономичным.

Инфраструктура рынка – совокупность связанных между собой институтов и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы: взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, реклама, обмен товаров на деньги, а также финансовую и хозяйственно-экономическую деятельность рыночных предприятий.

Инфраструктура рынка включает:

  • торгово-складские и управленческие помещения и их оборудование;
  • рекламное оборудование;
  • компьютерную и другую информационно-вычислительную технику;
  • торговую и кассовую технику, технику обслуживания;
  • средства связи и транспортные средства;
  • трудовые ресурсы.

Инфраструктура в целом и ее элементы могут быть измерены в денежной форме с учетом вида, качества и амортизации. Отдельные элементы инфраструктуры и ее виды измеряются в натуральных единицах. Статистика изучает инфраструктуру рынка как самостоятельный предмет.

Предметом статистики рыночной инфраструктуры являются массовые явления и процессы ее формирования и функционирования, включая материально-технический потенциал и трудовой контингент сбыта, торговли и сферы услуг, электронно-вычислительное и информационное оборудование, а также транспортные средства и другие виды обеспечения рыночной деятельности, которые могут быть выражены количественно.

Необходимость и важность изучения инфраструктуры и ее элементов определяется той существенной ролью, которую она играет в рыночном процессе. Для государственной статистики инфраструктура рынка вне зависимости от формы собственности – часть национального богатства и производственного потенциала страны.

В свою очередь для предпринимателя необходимость изучения инфраструктуры связана с тем, что она, по существу, представляет собой организационный и технологический инструмент выполнения функций маркетинга и осуществления рыночного процесса.

Основными целями статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, изучение потенциала обеспечения товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования.

Реализация задач, целей и характеристик инфраструктуры и ее элементов осуществляется с помощью системы статистических показателей. В нее входят:

  • эффективность использования основных фондов предприятиями торговли, массового питания и услуг:

    где Фотд – фондоотдача; Фемк – фондоемкость; – стоимость основных фондов; Σpq – товарооборот; – прибыль;

  • размер предприятия, торговой единицы: магазина и предприятия услуг – площадь (для предприятия массового питания – число мест для посетителей, для склада – площадь, или емкость):

    где M – площадь предприятия, м2; S – число потребителей; k – пропускная возможность предприятия; – коэффициент влияния прогрессивности форм торговли на пропускную способность. Рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная из баллов затрат времени потребителей, присвоенных экспертным путем каждой форме (традиционная форма приравнивается к единице), взвешенной по удельным весам, занимаемым каждой формой в товарообороте.


    где W – емкость складских помещений; З – товарный запас; – норматив плотности размещения товарного запаса на 1 м2 складского помещения; V – коэффициент неравномерности поступления товаров на склад; К – нормативный коэффициент использования объема складских помещений; h – высота склада; Мскл – площадь, предназначенная для складирования; Мобщ – общая площадь склада;

  • удельный вес площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия:

    где Мтз – площадь торгового зала; Мобщ – вся площадь магазина;

  • пропускная способность предприятия:

  • для интерактивного маркетинга – число web-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью;
  • число электронных магазинов;
  • время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги);
  • число и удельный вес в общей численности универсальных, специализированных и смешанных предприятий:

    где Nсп – число специализированных предприятий; Мобщ – общее число предприятий;

  • коэффициенты плотности торговых предприятий:

    (количество предприятий или их площадь, места и т. п. на 10 000 жителей);

  • число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн руб. оборота;
  • число работников (всего, по специальностям и должностям), число работников на одно предприятие, 1 м2площади, в том числе торгового зала, товарооборот на одного работника;
  • количество оборудования, механизмов и другой техники (в том числе кассовой): по типам и видам, всего, на одно предприятие, на 1 млн руб. оборота.

    Статистика цен

    Статистика цен – один из разделов экономической статистики, изучающий цены в различных секторах экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, тарифы на разные услуги. Статистика цен исследует их уровень, структуру, закономерности изменения, динамику, изучает принципы и методы регистрации цен и тарифов, исследует колебание и соотношение цен, изучает информационные процессы и индексацию денежных доходов населения. Особое внимание статистика цен уделяет проблемам оценки влияния индекса потребительских цен на объем, структуру потребления и уровень реальных доходов различных социальных групп населения, исследует проблемы цен в конкретных условиях, с учетом места, времени и периода экономического развития.

    Выделяют три этапа статистического исследования цен: статистическое наблюдение, сводку и группировку наблюдений, анализ полученных обобщенных материалов и показателей. Регистрация цен может проходить двумя способами. В условиях стабильных цен, устанавливаемых государством, применялся статистический учет. С переходом к рынку в отечественной экономике стал использоваться выборочный метод, применяемый в странах с поточной экономикой и основанный на принципах репрезентативной статистики и сопоставимости. На втором этапе репрезентативные данные подвергаются систематизации и обобщению. На третьей стадии статистического исследования сводной статистический материал о ценах анализируется, выявляются тенденции, закономерности, дается их характеристика и оценка. В ходе статистического исследования цен проводится расчет уровня цен и его динамики.

    Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за определенный период времени, на определенной территории, по совокупности товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами. Уровень цен показывает имеющуюся вариацию и проявляется как средняя величина.

    Можно выделить индивидуальный, средний и обобщающий уровни цен.

    Индивидуальный уровень цен – это сумма денег, уплаченная на рынке за товарную единицу.

    Средняя цена – обобщенная характеристика для цен однородных товарных групп, для цен, варьирующих во времени или пространстве. Средние цены исчисляются за определенный период времени (за месяц, квартал, год), по территории (при различии по отдельным территориальным единицам в уровнях цен на данный вид товара), по группам товаров (средняя цена на товар различных категорий и сортов).

    В экономико-статистическом анализе цен применяются различные статистические методы, среди которых особое место занимает индексный метод. В статистике цен широко используются различные виды динамических и территориальных индексов. Первые служат для характеристики изменения уровня отдельных видов цен (закупочных, оптовых, розничных и т. д.) во времени, вторые – для выражения соотношения, степени различия одновременно существующих уровней цен одинаковых товаров по разным городам, экономическим регионам, социальным группам.

    Чтобы представить динамику цен на какой-либо товар, достаточно располагать ценами за сравниваемые периоды (или на определенные даты). Простое отношение новой цены к ранее действующей позволяет установить не только направление изменения цены на данный товар, но и степень ее изменения. Такую относительную величину принято называть индивидуальным индексом цен (i = p1 / p0 ).

    Распространенными типами индексов цен являются агрегатный и средний гармонический. Большинство индексов цен исчисляется по агрегатной формуле с весами текущего периода:


    где Р1 и po – цены товара в текущем и базисном периодах; д1 – количество продукции текущего периода.

    Каждая часть этого индекса имеет ясное экономическое содержание: ΣР1д1 – фактический объем реализованной (или произведенной) продукции текущего периода, ΣР0Ч1 – условный объем реализации (производства) продукции текущего периода в ценах базисного периода.

    Агрегатный индекс цен исчисляется во всех случаях, когда имеются отчетные данные о количестве реализованной (произведенной) продукции в натуральном выражении. Если же учет продукции ведется только в стоимостной форме, то расчет индекса цен осуществляется по формуле среднего гармонического индекса:


    где i =p1/p0

    По экономическому содержанию приведенные индексы цен идентичны. Обе формы индекса характеризуют относительное изменение среднего уровня цен. При выборе формы индекса прежде всего исходят из специфики ценообразования на конкретные товары и наличия в отчетности исходных данных, получаемых на основе сплошного или выборочного учета.

    Индексы цен рассчитываются как для всей совокупности определенного вида цен, так и для отдельных ее частей. В практике по каждому виду цен исчисляются годовые индексы, а также за более короткие периоды – квартальные и месячные.

    В анализе динамики цен наряду с индексами широко используются динамические ряды цен, средние групповые цены, данные о затратах и структуре цен отдельных видов товаров. Применяются различные способы расчета средних цен, выбор которых зависит от наличия информации. Для ряда экономических расчетов широко используются средние групповые цены, например цена 1 т мяса всех видов и сортов. Они могут быть исчислены как средняя арифметическая взвешенная, так и как средняя гармоническая взвешенная. Кроме того, средняя групповая цена зависит как от уровня цен каждого вида продукта, так и от структуры продаж – удельного веса каждого вида продукта в объеме реализации. Уровень цен неразрывно связан с покупательной способностью дохода населения – величиной, измеряемой товарным эквивалентом денежному доходу и представляющей относительный уровень цен.

    Покупательная способность денежного дохода показывает возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т. д. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных социальных групп в целом по стране или по отдельным регионам:


    где ПС – покупательная способность; Д – среднедушевой денежный доход; P – средняя цена товара.

    Таким образом, цена выражает стоимость товара в денежных единицах, а покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т. е. она показывает, сколько товаров можно купить на одну денежную единицу. При росте покупательной способности рубля необходимо использовать уровень только потребительских цен, и следует иметь в виду, что покупательная способность денег находится под влиянием одних лишь цен только при неизменности вида и качества товаров, структуры цен, отсутствия черного рынка. На уровень цен оказывают влияние многообразные ассортиментные сдвиги: появление новых видов товаров, исчезновение старых, изменение доли отдельных товаров в структуре потребления, сезонные колебания цен.



    Бурханова И.В. Теория статистики | Неганова Л.М. Статистика | Щербина Л.В. Общая теория статистики