Каталог статей

Зинина Любовь Ивановна

Формирование стратегических параметров в продовольственном обеспечении региона

Определяющей позицией стратегического планирования продовольственной системы должно быть обоснование общественных потребностей в основных видах продовольствия с учетом: а) физиологически необходимых норм их потребления; б) потребности в продовольственных ресурсах с учетом имеющихся производственных перерабатывающих мощностей; в) участия региона в формировании межрегиональных фондов продовольствия.

Предлагаемый методический подход к обоснованию стратегических параметров развития продовольственной системы региона предполагает последовательное выполнение следующих этапов с учетом причинно-следственной зависимости: 1) выявление положения региона в продовольственной системе страны на основе статистических группировок по основным продовольственным группам (с использованием коэффициентов соотношения уровней производства и потребления, межрегионального продовольственного обмена); 2) определение продовольственных потребностей региона (с учетом обеспечения его продовольственной независимости и безопасности); 3) эконометрические исследования возможностей роста среднедушевых уровней потребления в зависимости от дифференциации социально-экономических факторов и условий продовольственного развития региона; 4) обоснование стратегических вариантов прироста производства продовольственных ресурсов (инерционного и оптимистического) с учетом потенциальных темпов развития производства сельхозпродукции; 5) выявление объемов межрегионального продовольственного обмена на основе сопоставления общественных потребностей в продовольствии, инерционных и оптимистических возможностей продовольственного развития региона; 6) разработку отраслевых вариантов развития продовольственного обеспечения (в разрезе конкретных видов продовольствия). По каждому из названных этапов в работе приведены расчетно-конструктивные материалы, которые частично отражены в таблицах 1 и 2.

В процессе исследования проведена группировка регионов страны по критерию их самообеспечения продовольственными ресурсами, соотношению уровней их производства и потребления в целях выявления потенциала продовольственного обмена регионов специализации. Для первых групп регионов характерна самая низкая степень самообеспеченности, для вторых – собственное производство обеспечивает лишь часть продовольственных потребностей, в третьих собственное производство приближается к размеру продовольственных потребностей; четвертых, пятых и шестых группах – производство обусловливает высокий уровень потребления и возможности вывоза продовольствия.

Таблица 1. – Уровень производства и потребления молока на душу населения по группам регионов РФ

Уровень производства

Число регионов по уровню производства на душу населения

Производство на душу населения, кг

Потребление на душу населения, кг

Уровень самообеспечения регионов, %

Соотношение производства и потребления, %

Сальдо ввоза (-), вывоза (+)

до 100 кг

9

50,0

158,2

12,3

31,6

-355

от 101 до 200 кг

19

160,1

188,2

39,5

85,1

-244,9

от 201 до 300 кг

22

232,2

212,6

57,3

109,2

-172,8

от 301 до 400 кг

21

347,1

254,0

85,7

136,7

-57,9

свыше 400 кг

7

454,7

317,1

122,3

143,4

+49,7

Следует отметить, что Республика Мордовия является регионом, достаточно обеспеченным продовольственными ресурсами и относится к наиболее высокой группе по уровню производства скота и птицы, а также молока на душу населения (свыше 60 и свыше 400 кг соответственно), по производству зерна – к пятой группе (от 701 до 1000 кг), производству овощей – к третьей (от 101 до 150 кг).

Для обоснования стратегии развития продовольственной системы могут быть заданы два варианта достижения состояния продовольственной безопасности на основе обеспечения роста объемов производства продовольственных ресурсов, а именно: 1) инерционный вариант; 2) оптимистический вариант.

Инерционный и оптимистический варианты производства основных видов продовольствия свидетельствуют о том, что возможен прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции по первому варианту на 14,7 %, по второму – на 46,4 %. Исходя из оценок продовольственных потребностей и возможностей определено сальдо продовольственного баланса на перспективу, откуда очевидно, что к 2010 году при оптимистическом варианте развития продовольственной системы Республика Мордовия способна полностью обеспечить население продовольственными ресурсами и достигнуть требуемых уровней среднедушевого потребления (кроме  растительного масла и овощей). К 2010 году при заданных вариантах развития очевидны возможности прироста вывоза молока, яиц, мясопродуктов, картофеля в другие регионы. По оптимистическому варианту регион сможет вывозить зерно и мясопродукты, а также овощи при условии достижения продовольственной независимости.

Для оценки условий обеспечения роста экономической доступности продовольствия разработана эконометрическая модель, отражающая зависимость формирования среднедушевых уровней потребления основных продуктов питания от изменения социально-экономических факторов. По полученной эконометрической зависимости с приростом значений определяющих факторов прогнозируется увеличение уровня потребления полноценных и дорогостоящих продуктов (мяса и мясопродуктов, овощей и фруктов), и, наоборот, снижение потребления хлеба и хлебопродуктов на душу населения в РМ.

Таблица 2. – Основные пропорции в формировании продовольственных ресурсов в Республике Мордовия до 2010 г., тыс. т

Проектируемые варианты по видам продовольствия

Возможности

Потребности

Сальдо продовольственного баланса (+, –)

Соотношение элементов балансов продовольственных ресурсов

инерционный вариант

оптимистический вариант

инерционный вариант

оптимистический вариант

Оптимистический вариант к инерционному

Коэффициент продовольственного самообеспечения

Коэффициент межрегиональной товарности

1. Зерно

а) инерционный

б) оптимистический

696,9

1309,1

900,0

-203,1

409,1

1,88

0,77

1,45

0,15

0,34

2. Мясо и мясопродукты

а) инерционный

б) оптимистический

80,7

112,4

75,6

5,1

36,8

1,39

1,07

1,49

0,06

0,33

3. Молоко и молочные продукты

а) инерционный

б) оптимистический

486,2

554,1

380,7

105,5

173,4

1,14

1,28

1,46

0,22

0,31

4. Яйца

а) инерционный

б) оптимистический

404,8

490,5

274,5

130,3

216

1,21

1,47

1,79

0,32

0,44

5. Сахар

а) инерционный

б) оптимистический

49,9

68,2

36,0

13,9

32,2

1,80

1,57

1,78

0,28

0,47

6. Масло растительное

а) инерционный

б) оптимистический

0,8

0,9

11,7

-10,9

-10,8

1,48

0,08

0,11

7. Картофель

а) инерционный

б) оптимистический

306,1

413,7

104,4

201,7

309,3

1,35

2,93

3,96

0,66

0,75

8. Овощи

а) инерционный

б) оптимистический

99,8

129,4

131,4

-31,6

-2

1,30

0,76

0,98

В целях формирования региональной продовольственной политики необходимо использовать программно-целевой подход к решению стратегических задач продовольственной системы и обеспечению ее устойчивого развития. Он предполагает разработку специализированных продуктовых программ по базовым видам продовольствия, которые следует рассматривать как разновидность стратегического плана и наиболее эффективный инструмент реализации продовольственной стратегии, способствующие эффективному использованию продовольственного потенциала регионов и долговременному экономическому росту. Целевые продуктовые программы должны быть федерального значения (для целей межрегионального обмена) и региональными (для их самообеспечения и поддержания товарного производства).

Специализированную продуктовую программу развития производства и реализации того или иного вида продукции следует понимать как план действий государственных органов власти, организаций и предприятий, участвующих в цепочке «производство – потребитель продукта». Она должна предусматривать: прогноз и индикативное планирование объемов производства, спроса, предложения, ценовые ориентиры на внутреннем и межрегиональном рынках; балансы использования продукции; меры государственного стимулирования производства и реализации продукции; варианты формирования и использования фонда стратегических и стабилизационных резервов, размеры ограничений и поддержки импортно-экспортных операций; мероприятия по производственно-техническому, организационному, научному, социальному и информационному обеспечению. При этом для определения стратегических параметров целесообразно использовать вышеизложенный методический подход.

В целях поддержания стабильного и сбалансированного функционирования продовольственной системы, эффективной реализации продовольственного потенциала необходима разработка закона «О продовольственном обеспечении регионов», оказывающего регулирующее воздействие на формирование стратегических запасов продовольствия, баланс их производства и потребления в соответствии с современными требованиями.

Очевидна объективная необходимость формирования системы стратегического планирования продовольственной системы, позволяющей обеспечить согласованную программу ее развития на основе анализа производственных и социально-экономических тенденций, определения целевых задач, соответствующих условий по ресурсообеспечению и реализации продовольственного потенциала региона. На реализацию этого положения и направлен методический подход к определению стратегических параметров продовольственной системы, предполагающий поэтапное обоснование общественных потребностей в продовольствии и возможностей их обеспечения в регионе.

Развитие стратегического управления продовольственной системы и реализацию ее основных параметров следует связывать с возможностями роста производства продовольствия в регионах специализации, активизации на этой основе межрегиональных и внешнеэкономических продовольственных связей. Это должно способствовать стабилизации отечественного продовольственного обеспечения, оптимизации ценовой характеристики продовольствия, что особенно необходимо для реального замещения импортной продукции отечественной в целях социально-экономического развития самих регионов специализации, а также  эффективного функционирования продовольственного рынка на различных уровнях его организации.

Реализация вышеизложенных положений позволяет осуществлять организацию продовольственной системы с учетом современных требований, целевую стратегию ее развития, способствующих повышению социально-экономической эффективности регионов.