Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зинина Любовь Ивановна Формирование стратегических параметров в продовольственном обеспечении регионаОпределяющей позицией стратегического планирования продовольственной системы должно быть обоснование общественных потребностей в основных видах продовольствия с учетом: а) физиологически необходимых норм их потребления; б) потребности в продовольственных ресурсах с учетом имеющихся производственных перерабатывающих мощностей; в) участия региона в формировании межрегиональных фондов продовольствия.Предлагаемый методический подход к обоснованию стратегических параметров развития продовольственной системы региона предполагает последовательное выполнение следующих этапов с учетом причинно-следственной зависимости: 1) выявление положения региона в продовольственной системе страны на основе статистических группировок по основным продовольственным группам (с использованием коэффициентов соотношения уровней производства и потребления, межрегионального продовольственного обмена); 2) определение продовольственных потребностей региона (с учетом обеспечения его продовольственной независимости и безопасности); 3) эконометрические исследования возможностей роста среднедушевых уровней потребления в зависимости от дифференциации социально-экономических факторов и условий продовольственного развития региона; 4) обоснование стратегических вариантов прироста производства продовольственных ресурсов (инерционного и оптимистического) с учетом потенциальных темпов развития производства сельхозпродукции; 5) выявление объемов межрегионального продовольственного обмена на основе сопоставления общественных потребностей в продовольствии, инерционных и оптимистических возможностей продовольственного развития региона; 6) разработку отраслевых вариантов развития продовольственного обеспечения (в разрезе конкретных видов продовольствия). По каждому из названных этапов в работе приведены расчетно-конструктивные материалы, которые частично отражены в таблицах 1 и 2. В процессе исследования проведена группировка регионов страны по критерию их самообеспечения продовольственными ресурсами, соотношению уровней их производства и потребления в целях выявления потенциала продовольственного обмена регионов специализации. Для первых групп регионов характерна самая низкая степень самообеспеченности, для вторых – собственное производство обеспечивает лишь часть продовольственных потребностей, в третьих собственное производство приближается к размеру продовольственных потребностей; четвертых, пятых и шестых группах – производство обусловливает высокий уровень потребления и возможности вывоза продовольствия. Таблица 1. – Уровень производства и потребления молока на душу населения по группам регионов РФ
Следует отметить, что Республика Мордовия является регионом, достаточно обеспеченным продовольственными ресурсами и относится к наиболее высокой группе по уровню производства скота и птицы, а также молока на душу населения (свыше 60 и свыше 400 кг соответственно), по производству зерна – к пятой группе (от 701 до 1000 кг), производству овощей – к третьей (от 101 до 150 кг). Для обоснования стратегии развития продовольственной системы могут быть заданы два варианта достижения состояния продовольственной безопасности на основе обеспечения роста объемов производства продовольственных ресурсов, а именно: 1) инерционный вариант; 2) оптимистический вариант. Инерционный и оптимистический варианты производства основных видов продовольствия свидетельствуют о том, что возможен прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции по первому варианту на 14,7 %, по второму – на 46,4 %. Исходя из оценок продовольственных потребностей и возможностей определено сальдо продовольственного баланса на перспективу, откуда очевидно, что к 2010 году при оптимистическом варианте развития продовольственной системы Республика Мордовия способна полностью обеспечить население продовольственными ресурсами и достигнуть требуемых уровней среднедушевого потребления (кроме растительного масла и овощей). К 2010 году при заданных вариантах развития очевидны возможности прироста вывоза молока, яиц, мясопродуктов, картофеля в другие регионы. По оптимистическому варианту регион сможет вывозить зерно и мясопродукты, а также овощи при условии достижения продовольственной независимости. Для оценки условий обеспечения
роста экономической доступности продовольствия разработана эконометрическая модель,
отражающая зависимость формирования среднедушевых уровней потребления основных
продуктов питания от изменения социально-экономических факторов. По полученной эконометрической
зависимости с приростом значений определяющих факторов прогнозируется
увеличение уровня потребления полноценных и дорогостоящих продуктов (мяса и
мясопродуктов, овощей и фруктов), и, наоборот, снижение потребления хлеба и
хлебопродуктов на душу населения в РМ.
Таблица 2. – Основные пропорции в формировании продовольственных ресурсов в Республике Мордовия до 2010 г., тыс. т
В целях формирования региональной продовольственной политики необходимо использовать программно-целевой подход к решению стратегических задач продовольственной системы и обеспечению ее устойчивого развития. Он предполагает разработку специализированных продуктовых программ по базовым видам продовольствия, которые следует рассматривать как разновидность стратегического плана и наиболее эффективный инструмент реализации продовольственной стратегии, способствующие эффективному использованию продовольственного потенциала регионов и долговременному экономическому росту. Целевые продуктовые программы должны быть федерального значения (для целей межрегионального обмена) и региональными (для их самообеспечения и поддержания товарного производства). Специализированную продуктовую программу развития производства и реализации того или иного вида продукции следует понимать как план действий государственных органов власти, организаций и предприятий, участвующих в цепочке «производство – потребитель продукта». Она должна предусматривать: прогноз и индикативное планирование объемов производства, спроса, предложения, ценовые ориентиры на внутреннем и межрегиональном рынках; балансы использования продукции; меры государственного стимулирования производства и реализации продукции; варианты формирования и использования фонда стратегических и стабилизационных резервов, размеры ограничений и поддержки импортно-экспортных операций; мероприятия по производственно-техническому, организационному, научному, социальному и информационному обеспечению. При этом для определения стратегических параметров целесообразно использовать вышеизложенный методический подход. В целях поддержания стабильного и сбалансированного функционирования продовольственной системы, эффективной реализации продовольственного потенциала необходима разработка закона «О продовольственном обеспечении регионов», оказывающего регулирующее воздействие на формирование стратегических запасов продовольствия, баланс их производства и потребления в соответствии с современными требованиями. Очевидна объективная необходимость формирования системы стратегического планирования продовольственной системы, позволяющей обеспечить согласованную программу ее развития на основе анализа производственных и социально-экономических тенденций, определения целевых задач, соответствующих условий по ресурсообеспечению и реализации продовольственного потенциала региона. На реализацию этого положения и направлен методический подход к определению стратегических параметров продовольственной системы, предполагающий поэтапное обоснование общественных потребностей в продовольствии и возможностей их обеспечения в регионе. Развитие стратегического управления продовольственной системы и реализацию ее основных параметров следует связывать с возможностями роста производства продовольствия в регионах специализации, активизации на этой основе межрегиональных и внешнеэкономических продовольственных связей. Это должно способствовать стабилизации отечественного продовольственного обеспечения, оптимизации ценовой характеристики продовольствия, что особенно необходимо для реального замещения импортной продукции отечественной в целях социально-экономического развития самих регионов специализации, а также эффективного функционирования продовольственного рынка на различных уровнях его организации. Реализация вышеизложенных положений позволяет осуществлять организацию продовольственной системы с учетом современных требований, целевую стратегию ее развития, способствующих повышению социально-экономической эффективности регионов.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||