Каталог статей

Селиванова Ю.В.

Алгоритм выбора модели управления затратами предприятия

Эффективное управление предприятием во многом зависит от своевременности и обоснованности управленческих решений по  использованию ресурсов предприятия. Качество распоряжения ресурсами предприятия воплощается в его затратах. Таким образом, эффективное использование ресурсов лежит в основе управления затратами предприятия, влияет на уровень конкурентоспособности посредством минимизации издержек и гибкого ценообразования.

Проблемам управления затратами, их контроля и анализа посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых наиболее известными являются разработки И. Бланка, М. Грещака, К. Друри, П. Макаренко, В. Плаксиенко, П. Саблука, О. Шпичака и других ученых. Между тем многогранность проблемы управления затратами требует дальнейших глубоких научных исследований.

Целью данной статьи является систематизация существующих в теории и практике подходов к моделированию управления затратами предприятий и разработке алгоритма выбора модели в зависимости от определяющих ее факторов.

Одним из наиболее важных для предприятия элементов в системе управления затратами является выбор модели управления. В современной литературе и зарубежной практике управления затратными потоками используют различные модели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Модели управления затратами предприятия

Наименование

модели

Сущность модели

Достоинства

Недостатки

Абсорбпшин-

костинг

калькулирование

себестоимости с

распределением производственных затрат между

реализованной

продукцией,

остатками готовой продукции и НЗП

затраты

полностью

распределяются

(поглощаются)

Из-за распределения производственных накладных расходов  существуют риски

искажения реальной

себестоимости

отдельных видов

продукции

Директ-

костинг

размежевание затрат на

постоянные и

переменные, и калькулирование ограниченной себестоимости;

постоянные расходы списываются за счет финансовых результатов

представляет

необходимую

информацию о

поведении затрат в условиях изменения объемов деятельности, отпадает необходимость в поисках раз распределения накладных расходов

деление затрат на

постоянные и

переменные

достаточно условно

Стандарт-

костинг

все затраты, влияющие

на счета запасов и

себестоимость

реализованной

продукции, выступают

как нормативные

оперативный контроль и регулирование затрат

требует четко

разработанных прогрессивных норм; неприемлем в индивидуальном производстве

Таргет-

костинг

предусматривает

расчет целевой

себестоимости изделия

исходя из

предварительно

установленной цены

реализации

применим для

уникальных,

изготовленных на

заказ и новых

продуктов, не

имеющих

конкуренции

неприменим в

условиях массового

производства

АВС

учет затрат по операциям, в

процессе которых

затрачиваются ресурсы

позволяет выявить операции,

функции, которые

можно исключить

без ущерба для

спроса

необходимость

определения

совокупности

функций продукта,

требуемых

потребителем

Для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные применяются различные методы. Наиболее распространенные из них следующие:

- метод бухгалтерских регистров;

- визуальный;

- упрощенный статистический анализ;

- метод «высшей - низшей» точки;

- метод наименьших квадратов.

Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные является неотъемлемым элементом маржинального анализа.

При организации учета результатов по системе «директ-костинг» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разницы исчисляется маржинальный доход (сумма покрытия). Маржинальный доход представляет собой ценную аналитическую информацию для принятия управленческих решений. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат, а тем самым и в прибыль предприятия.

Основной задачей «стандарт кост» является своевременное предупреждение нерационального расходования всех видов ресурсов. С этой целью учет затрат на производство ведется раздельно в части затрат по нормам, изменений норм, отклонений от норм.

В условиях применения таргет-костинга цена определяется с помощью маркетинговых исследований. Все участники производственного процесса работают над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, себестоимость которого уже заранее рассчитана. Основу концепции составляет изменение взгляда на взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости. Основным условием для расчетов являются цена, по которой можно осуществить продажи в планируемых объемах, и прибыль, уменьшение суммы которой лишает смысла производство этого продукта.

Сущность метода ABC заключается в определении полного перечня и последовательности выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что каждая из приведенных систем учета затрат имеет определенные достоинства и недостатки. Однако говорить об абсолютных преимуществах (недостатках) того или иного метода нельзя, поскольку в любом случае необходимо учитывать специфику деятельности конкретного предприятия и принятой на нем системы учета.

Считаем, что рассмотренные модели позволяют адаптировать систему учета затрат на продукцию к конкретным потребностям деятельности предприятия. При выборе модели управления затратами необходимо учесть организацию информационного обеспечения процесса управления на предприятии: объемы и структуру информации о затратах; степень автоматизации получения и обработки информации; уровень квалификации и мотивации персонала, участвующего в формировании информационных потоков.