Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||
Селиванова Ю.В. Алгоритм выбора модели управления затратами предприятияЭффективное управление предприятием во многом зависит от своевременности и обоснованности управленческих решений по использованию ресурсов предприятия. Качество распоряжения ресурсами предприятия воплощается в его затратах. Таким образом, эффективное использование ресурсов лежит в основе управления затратами предприятия, влияет на уровень конкурентоспособности посредством минимизации издержек и гибкого ценообразования.Проблемам управления затратами, их контроля и анализа посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых наиболее известными являются разработки И. Бланка, М. Грещака, К. Друри, П. Макаренко, В. Плаксиенко, П. Саблука, О. Шпичака и других ученых. Между тем многогранность проблемы управления затратами требует дальнейших глубоких научных исследований. Целью данной статьи является систематизация существующих в теории и практике подходов к моделированию управления затратами предприятий и разработке алгоритма выбора модели в зависимости от определяющих ее факторов. Одним из наиболее важных для предприятия элементов в системе управления затратами является выбор модели управления. В современной литературе и зарубежной практике управления затратными потоками используют различные модели, представленные в таблице 1. Таблица 1 Модели управления затратами предприятия
Для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные применяются различные методы. Наиболее распространенные из них следующие: - метод бухгалтерских регистров; - визуальный; - упрощенный статистический анализ; - метод «высшей - низшей» точки; - метод наименьших квадратов. Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные является неотъемлемым элементом маржинального анализа. При организации учета результатов по системе «директ-костинг» переменные затраты на единицу вычитаются из цены изделия и на основе этой разницы исчисляется маржинальный доход (сумма покрытия). Маржинальный доход представляет собой ценную аналитическую информацию для принятия управленческих решений. Эта величина показывает «вклад» изделия в покрытие постоянных затрат, а тем самым и в прибыль предприятия. Основной задачей «стандарт кост» является своевременное предупреждение нерационального расходования всех видов ресурсов. С этой целью учет затрат на производство ведется раздельно в части затрат по нормам, изменений норм, отклонений от норм. В условиях применения таргет-костинга цена определяется с помощью маркетинговых исследований. Все участники производственного процесса работают над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, себестоимость которого уже заранее рассчитана. Основу концепции составляет изменение взгляда на взаимозависимость цены, прибыли и себестоимости. Основным условием для расчетов являются цена, по которой можно осуществить продажи в планируемых объемах, и прибыль, уменьшение суммы которой лишает смысла производство этого продукта. Сущность метода ABC заключается в определении полного перечня и последовательности выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них. Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что каждая из приведенных систем учета затрат имеет определенные достоинства и недостатки. Однако говорить об абсолютных преимуществах (недостатках) того или иного метода нельзя, поскольку в любом случае необходимо учитывать специфику деятельности конкретного предприятия и принятой на нем системы учета. Считаем, что рассмотренные модели позволяют адаптировать систему учета затрат на продукцию к конкретным потребностям деятельности предприятия. При выборе модели управления затратами необходимо учесть организацию информационного обеспечения процесса управления на предприятии: объемы и структуру информации о затратах; степень автоматизации получения и обработки информации; уровень квалификации и мотивации персонала, участвующего в формировании информационных потоков.
| ||||||||||||||||||||||||