главная :: экономика :: право :: сертификация :: учебники :: поиск |
Каталог статей |
Абдикадирова А.А. Государственное регулирование агропромышленного комплекса в Республике КазахстанРеспублика Казахстан за годы независимости прошла сложный путь реформирования всех сфер АПК. Сегодня сельское хозяйство преодолело пик спада производства, который был на этапе перевода экономики на рыночные механизмы управления, и начиная с 1999г. отрасли сельскохозяйственного производства и связанные с ним сферы переработки продукции развиваются во всех регионах достаточными темпами. Этому в немалой степени способствовали адаптация товаропроизводителей к новым экономическим условиям, развитие других отраслей народного хозяйства, повышение доходов населения, несколько увеличивших спрос на продукты сельского хозяйства и его переработки, проводимая государством аграрная политика, развитие экспорта. Валовая внутренняя продукция республики за 1999-2003 гг. возросла с 2016, 5 млрд. до 4449, 8 млрд. тенге, или на 220, 7%. При этом улучшились основные социальные показатели. Казахстан традиционно был агропромышленной страной, а освоение целинных земель превратило его в одного из крупнейших производителей зерна и мяса в общесоюзном разделении труда. В этот период были освоены и обжиты новые территории, решены многие проблемы социального обустройства села, получили развитие производства, связанные с поставкой средств производства сельскому хозяйству и перерабатывающим его продукцию отраслям. В этой связи в республике были созданы объективные материальные предпосылки для формирования агропромышленного комплекса, как ведущей части экономики страны. Сельское хозяйство в 1990г. занимало 34% в ВВП, и это был самый высокий показатель среди отраслей материального производства. Наибольшее развитие получили зерновое производство и животноводство мясного направления. Доля сельского населения в общей его численности составляла 49, 7%, да и в настоящее время 43, 3% жителей республики проживает в сельской местности. Однако доля сельскохозяйственного производства в ВВП уменьшилась. Динамика важнейших показателей демонстрирует, что аграрное производство Казахстана пережило глубокий кризис. К середине 1990-х гг. (1995-1997 гг.) в республике значительно сократились площади используемой пашни (с 35 млн. до 15 млн. га), поголовье животных (в пересчете на условные головы крупного рогатого скота) снизилось с 17, 4 млн. до 6, 3 млн. голов. Все это сказалось на уровне производства, падение которого прежде всего было обусловлено невозможностью его воспроизводства из-за непреодолимого дефицита необходимых ресурсов. От одного воспроизводственного цикла к другому сокращался применяемый основной и оборотный капитал, замедлялись темпы его модернизации и технического обновления. Материально-техническая база, которой располагали в тот период сельские товаропроизводители, была отброшена на уровень 1960-х гг., а само производство - 1950-х гг. Повсеместно нарушились технологии возделывания сельскохозяйственных культур, снижалось плодородие почвы, разрушался генетический потенциал животных. Тяжелое финансовое состояние сельского хозяйства было вызвано и резким ценовым диспаритетом, который сохранился и сейчас. В результате растениеводство стало более зависимым от погодных условий, что вызвало значительные колебания в получении его продукции - в отдельные годы - более чем на треть. Тем не менее эта отрасль составляет основу современного сельского хозяйства, занимая в валовой продукции 56% (вместо 38%). Кроме того, к 2000г. производство продукции животноводства сократилось на 73%, что привело к нежелательной тенденции снижения потребления населением ценных белковых продуктов. Уменьшение поголовья животных - это не только проблема продовольственного обеспечения страны, но и сохранение рабочих мест и снижения социальной напряженности на селе, особенно в отдаленных регионах республики. Следовательно, значительное сокращение поголовья при одновременном падении его продуктивности стало представлять угрозу продовольственной независимости республики. Таким образом, в сельском хозяйстве на тот момент сложилась устойчивая тенденция падения объемов производства. Располагая в 1980-е гг. крупным специализированным производством зерна, мяса и в значительной мере обеспечивая себя основными видами продовольствия, в последующие годы сбор зерновых был в 2, 4 раза ниже, чем за пять лет предшествующих реформе. Тяжелое положение сложилось в производстве сахара и растительного масла, где разрушение межотраслевых взаимоотношений, специализации сырьевой зоны привело к резкому сокращению выработки этих важнейших видов продовольствия. В этой ситуации правительством республики были разработаны и последовательно приняты государственные программы: Первая - Программа развития сельскохозяйственного производства Республики Казахстан на 2000-2002 гг., направленная на стабилизацию производства основных видов продукции растениеводства и животноводства, обеспечение экономического роста (увеличение объемов продаж) в конкурентоспособных отраслях сельского хозяйства путем выявления "точек роста" (производства конкурентоспособных видов сельскохозяйственной продукции по цене и качеству). Именно на них сосредоточиваются специальные меры государственной поддержки. Все остальные виды сельскохозяйственной продукции обеспечиваются мерами государственной поддержки общего характера. На ее реализацию было выделено 250 млрд. тенге (около 1, 7 млрд. долл.). Вторая - государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003 - 2005 гг., предусматривающая обеспечение продовольственной безопасности республики на основе формирования эффективной системы агропромышленного производства, роста выпуска конкурентоспособной продукции и увеличения объемов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки на внутреннем и внешнем рынках. Решение осуществлялось посредством создания законодательной базы соответствующей потребностям рыночного производства, регулирования ценообразования, роста государственной поддержки, которая за этот период составила 285 млрд. тенге (более 2 млрд. долл.). Третья - государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг. направлена на создание нормальных условий жизнеобеспечения села на основе оптимизации сельского расселения. На реализацию этой программы на 2004-2006 гг. выделяются 177, 1 млрд. тенге (1, 4 млрд. долл.). В итоге в последние 4-5 лет в 2, 5 раза увеличился поток инвестиций, направляемых в отрасли АПК. Во всех регионах довольно высокими темпами происходило развитие центральной его сферы - сельского хозяйства. Рост его валовой продукции (в текущих ценах) за этот период составил 1, 6 раза. Расширение объемов сельского хозяйства осуществлялось как за счет экстенсивных (увеличение посевных площадей, поголовья скота и птицы), так и интенсивных (особенно в растениеводстве) факторов. Фактическое потребление продовольствия по многим продуктам превысило стандартные нормы, определенные в государственной программе на 2005г., введена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения, формируется рыночный оборот земли. Выполняются принятые меры по развитию семеноводства и племенного дела, увеличивается использование минеральных удобрений и средств защиты растений, создаются сервисные центры и информационно-маркетинговая система, растет объем продаж на внешнем рынке зерна, но за это время не произошло увеличение производства зернофуражных и крупяных культур, медленно внедрялись новые технологии. Значительно снизившиеся объемы выпуска продукции пищевой промышленности, все-таки имеют положительную динамику. Хотя физический объем современного производства ниже предреформенного уровня, тем не менее, за 1999-2003 гг. в 3 раза увеличилось производство молокопродуктов и растительного масла, в 38 раз - овощеконсервной продукции и соков. В мясоперерабатывающем производстве приостановлено ежегодное снижение и достигнут рост на 3, 5%. Тем не менее, коэффициент фактического использования мощностей в республике низок и колеблется от 25% в молочной промышленности до 60% - в овощеконсервной. Пока еще отсутствует должная сбалансированность и пропорциональность в развитии отдельных отраслей и сфер АПК. Деформация его внутренней структуры видна из данных. Социально-экономическое положение аграрного сектора республики, несмотря на предпринимаемые меры и положительные тенденции последних лет, остается сложным, и в перспективе стратегическими приоритетами развития агропромышленного производства должны стать: обеспечение продовольственной безопасности путем рационального использования земельного, водного и научного потенциалов; увеличение производства конкурентоспособной продукции, проведение импортозамещения; повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе внедрения интенсивных технологий; развитие кооперации с крупными промышленными предприятиями, совершенствование системы сбыта путем организации сбытовых кооперативов и приемных пунктов сбора продукции; организация среднего и крупнотоварного производства в растениеводстве и животноводстве, ориентированных на экспорт и более емкие рынки сбыта производимой продукции; рост материально-технического и финансового обеспечения развивающихся отраслей; ускоренное развитие переработки, рыночной инфраструктуры, формирование организационных структур. Посевную площадь в республике к 2010г., принимая во внимание не только состояние спроса и предложения на отдельные виды продукции, но и потребность перерабатывающих предприятий в сырье, предполагается расширить незначительно - максимум до 20 млн. га. При этом изменения прогнозируются в структуре посевных площадей - несколько снизится удельный вес зерновых, но возрастет доля масличных, технических и кормовых культур. Несмотря на предполагаемые изменения в структуре посевов, основной отраслью растениеводства, как и прежде, останется зерновое хозяйство. Площади под зерновыми в перспективе предлагается стабилизировать на современном уровне, при этом провести значительное увеличение площадей под зернофуражными, крупяными культурами (в 1, 6-1, 8 раза). Производство зерна в республике к 2010г. должно достичь 18-20 млн. т, т. е. возрасти по сравнению с 2003г. на 21-29%. Обоснованием для такого оптимистического прогноза явились сложившиеся тенденции развития зернового производства, объемы продукции которого увеличиваются с 2000г. со средними тепами 8-10%, при росте занимаемых площадей на 3-4% в год. Однако в будущем предполагается основной акцент сделать на повышении уровня урожайности, так как увеличение площадей требует привлечения дополнительной сельскохозяйственной техники, что обременительно для товаропроизводителей. Расчеты показывают, что реальный экспортный потенциал зерна в республике в этом случае будет составлять 6-8 млн. т. Помимо зерна можно будет продавать другим странам 600-700 тыс. т муки. Картофеля и овощебахчевой продукции в республике уже сейчас производится в количестве, позволяющем обеспечить ими потребности жителей. В этих условиях нет необходимости значительного расширения их посевных площадей. Республика располагает и достаточной сырьевой базой для развития масложирового производства, и на 2010г. можно реально ставить задачу полного импортозамещения подсолнечного масла, сохранив при этом импорт других сортов масел - оливкового, соевого, пальмового и т.д. Ожидается увеличение производства технических культур - хлопка, табака и сахарной свеклы. Однако предполагаемое развитие свекловодства не позволит полностью обеспечить сырьем сахарную промышленность, и республика все же будет нуждаться в импорте сахара-сырца. Но будет экспортироваться хлопок-волокно и табачные изделия. Низкий уровень потребления фруктов и винограда требует скорейшего решения проблем развития садоводства и виноградарства. Однако эта отрасль требует значительных инвестиций с пролонгированным сроком возврата. Поэтому в ближайшей перспективе площадь под садами в республике увеличится незначительно, хотя в республике разрабатывается программа восстановления садоводства. Современные тенденции развития животноводства дают основание полагать, что и в перспективе можно сохранить ежегодные темпы роста поголовья в пределах 2-4%. Проблему составляет недостаточная продуктивность поголовья скота, что обусловливает высокие затраты и низкую эффективность производства, поскольку недостаточная платежеспособность населения не позволяет выдержать высокие цены на эту продукцию. Поэтому задачей на предстоящий период является не столько рост поголовья крупного рогатого скота, сколько увеличение его веса путем развития кормовой базы и системы кормоснабжения, а также племенного усиления стада. Поголовье, по нашим расчетам, может увеличиться до 9, 5-10 млн. условных голов (против 7, 7 млн. в настоящее время). В структуре поголовья предстоит усилить такие виды, как овцы и птица. Это обосновано в первом случае наиболее низкой себестоимостью производства одной тонны баранины по сравнению с говядиной (на 22%), необходимостью использования большого массива пастбищ, повышением насыщенности рынка с целью удовлетворения растущего спроса и уменьшением розничных цен на баранину. Однако увеличение поголовья пастбищных видов скота будет возможно при решении проблемы использования пастбищ. Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения вызывает необходимость разработки механизма аренды частных пастбищ, или предоставления этих угодий в коллективное пользование. В птицеводстве отмечается восстановление промышленного производства, интеграция его с зерновыми компаниями. Развитие данного производства позволяет в значительной степени провести импортозамещения аналогичной продукции. Таким образом, на основе прогнозных расчетов в 2010г. в структуре сельскохозяйственного производства будет постепенно возрастать доля животноводческой продукции - до 45% (в настоящее время 42%). Сохранившиеся производственные мощности предприятий пищевой промышленности, быстро развивающаяся сырьевая база, рост доходов населения, повышающий потребительский спрос, создают предпосылки для ускорения развития перерабатывающей промышленности, преодоления ситуации, когда значительная часть (по некоторым продуктам до половины и более) потребляемой населением пищевой продукции промышленного изготовления является импортной. Валовая продукция пищевой промышленности по расчетам возрастет на 40% (в ценах 2003г.). В итоге можно ожидать положительных сдвигов в структуре АПК. Так, предполагается рост доли перерабатывающей промышленности, ремонтных и строительных работ при снижении роли торговли и практической стабилизации удельного веса валовой добавочной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве. В целом удельный вес АПК Казахстана в ВВП несколько повысится. Расчеты показывают, что к 2010г. при определенных условиях он может достигнуть 10-12%, вместо 7,3% в настоящее время. Результаты и выводы научного исследования проведенного в данной научной статье в хронологическом порядке от становления АПК с начала обретения независимости по сегодняшний день свидетельствует о том, что Республика Казахстан движется поступательно и планомерно реализуя государственные программы по развитию АПК. Необходимо придерживаться заданного вектора развития, но мое личное мнение необходимо переходить к более передовым методам развития АПК заимствуя больше опыта у стран которые имеют в данном секторе экономики успехи. |