Каталог статей

Байтенова Л.М., Уандыкова М.К., Елеукулова А.Д.

Математическая формулировка цели и критериев управления социально-экономической системой страны

Управление социально-экономической системой страны со стороны государства, как известно, отличается более или менее выраженной двойственностью. С одной стороны государство выступает от имени и в интересах всей страны, всех или большей части социальных слоев, групп и партий населения. Но одновременно государство представляет собой субъект экономики, являющийся крупным или крупнейшим собственником. Как и всякого собственника, интересы государства с этой точки зрения требуют укрепления и роста собственности, прибыльности.

Методы управления при этом ограничиваются экономическими факторами и параметрами – покупкой или продажей своей продукции или части средств, контрактами и договорами с производителями, организацией производственных, торговых, финансовых объединений и служб. Эта чисто экономическая деятельность часто входит в противоречие с первой, политической стороной управления экономикой, осуществляемой правительством и другими государственными органами, каждый из которых отстаивает свои интересы, свою партию, свою власть. Средствами управления при этом служат законы и их толкования, указы, международные торговые и таможенные соглашения, дотации, субсидии и привилегий отдельным отраслям хозяйственного комплекса, фондам, партиям.

Политические методы и средства управления экономикой отличаются неопределенностью формулировок целей и задач различных партий и движений, расплывчатых программ.

Как отмечалось выше, социально-экономическая система страны относится к сложным динамическим системам, когда первой необходимостью является четкая, математическая формулировка цели управления и критериев, определяющих путь их достижения. Любое прямое вмешательство в таких сложных системах, направленное, казалось бы, на устранение какого-либо локального отклонения, в действительности приводит к цепи хаотических колебаний и рассогласованию состояния большого участка, подверженного случайным  колебаниям, с практически бесконечным числом перекрестных связей.

Успех или возможность моделирования социально-экономической системы страны для эффективного управления невозможен без четкого математического представления цели управления. Анализ основных показателей социально-экономического развития, а также задач государственного управления социально-экономической системы страны позволяет сформулировать две главные цели, исходящие из условий современного развития общества. Первая, объединяет требования полезности, справедливости и гуманизма, распространяя оптимизацию по времени как на короткие, так и на длительные промежутки. Математически она формулируется как достижение и сохранение максимальной скорости роста потребления, путем рационального использования прибыли между потреблением и расширением и расширением производства. В условиях экспоненциального роста коэффициент разделения равен ½, однако его задание государственными органами может изменяться в зависимости от обстоятельств от нуля, когда потребление остается постоянным, несмотря на быстрый рост производства и до единицы, когда потребление опять не растет и производство также постоянно.

Экспоненциальный рост производства описывается уравнением:

             (1)

где k – коэффициент использования прибыли на рост основных средств, t – время, T0 – время увеличения основных средств в e раз (20 лет),  B- начальная величина при t=0. Прирост потребления пропорционален остатку прибыли и приросту производства:

              (2)

Максимум его по величине коэффициента k находим, приравнивая нулю производную по k:

 тогда   (3)

Следует подчеркнуть, что наше время уже не отвечает экспоненциальному росту, а экономическая обстановка вызывает постепенное насыщение.

Вторая цель государственного управления, не решаемая рынком – обеспечение равномерного развития отраслей хозяйственного комплекса страны, путем выравнивания удельной стоимости основных средств. Это достигается, во-первых, путем введения теоретических оценок земли, минеральных и других ресурсов. Во-вторых, путем преимущественных государственных субсидий на развитие основных средств в сельском хозяйстве и других сырьевых отраслях и соответствующих мероприятий по перераспределению кадров. Прибыль в расчете на одного работника должна быть одинаковой независимо от отрасли, что обеспечит действительно взаимовыгодную торговлю и равномерное развитие социально-экономической системы страны в целом – всего хозяйства, использование ресурсов, включая кадровые.

Государственное управление призвано ликвидировать и другие недостатки рыночной экономики, в частности, такой важный, как запаздывание, характерных для экстремальных систем. Для его устранения имеется лишь один реальный путь – использование компьютерных моделей, работающих в реальном масштабе времени.

Структура системы государственного управления (СГУ) социально-экономической системы (СЭС) страны описана в работе [1].  Кибернетическая модель СГУ СЭС состоит из трех групп систем: системы анализа и синтеза (система управления – государственные органы, система производительности труда, система эффективности и рентабельности, система финансов и цен, система экономической информации), исполнительные экономические системы (системы материального производства и услуг, система населения и трудовых ресурсов, система науки и техники, система международных экономических связей) и  результирующих систем (системы совокупного общественного продукта и национального дохода, система национального богатства, система народного благосостояния).

Основной проблемой моделирования сложных систем при недостаточной информации об их функционировании является обеспечение адекватности создаваемой модели объекту моделирования. Цель исследования компьютерных моделей СЭС, связей между ними и происходящих в СЭС специфических процессов состоит в том, чтобы упорядочить все явления в конкретных экономических пространственных и временных условиях.

Происходящие в СЭС процессы регулируются системой управления при посредстве ее функции цели государственного управления. Особое значение для научно обоснованного управления экономическим и социальным развитием имеет значение составных частей полной компьютерной системы (рисунок 1.). В то же время это способствует принятию эффективных мер  по стратегическому управлению СЭС, направленных на увеличение национального дохода и постоянное повышение благосостояния народа.          

           

Рисунок 1.  Укрупненная кибернетическая схема системы государственного управления СЭС

Литература:

1. Мэнеску М. Экономическая кибернетика: Сокр. пер. с рум. – М.: Экономика, 1986. –230 с.

2. М. К. Уандыкова  Функции государства и рынка в управлении экономикой - Алматы: КазГАУ, 1995. - 26 с.

3. М. К. Уандыкова  Роль математической формулировки целей управления экономикой. Алматы: Материалы научно-практической конференции КазГАУ “Концептуальные основы развития экономики РК в период становления рыночной экономики”, 1997

4. М. К. Уандыкова  Системы экономического управления, проблемы компьютеризации. -  Алматы: Наука и технология , 2004г