Каталог статей

Товма Н.А.

КСО и социальное развитие бизнеса

Для успешного социального развития организации, предприятием необходимо выработать свою социальную стратегию. Социальная стратегия играет роль своеобразного фильтра, через который пропускаются все остальные решения, носящие стратегический характер, и который в зависимости от избранного варианта социальной стратегии более или менее сильно влияет на конечный результат принятия решений.

Выбор социальной стратегии предполагает ответы на следующие вопросы:

1.   Какая часть коллектива является «референтной группой» для руководства предприятия при выработке стратегических решений'. Иными словами, чьи интересы учитываются и в каких пропорциях при выработке и принятии решений -всего коллектива?

-наиболее квалифицированных работников, руководителей среднего и верхнего звена?

        - руководителей высшего звена?

        - неформального окружения руководителя?

Могут быть и более сложные комбинации, связанные е учетом интересов различных групп работников.

2.  Что представляет собой коллектив предприятия, какова eго
структуризация с точки зрения:

      -интересов работников?

      -профессиональной квалификации?

      -интенсивности труда?

      -управляемости?

3.   Соответствует ли состав и структура коллектива задачам, стоящим перед заводом с точки  стратегии предприятия?

4.  Какая часть коллектива должна быть сохранена ?

       -при любых обстоятельствах?

       -при нормальном течении событий?

        -при удачном для предприятия стечении обстоятельств?

5.  Какие рычаги управления коллективом являются наиболее действенными для реализации коллективом стратегии предприятия:

      - система экономического стимулирования за счет сильной зависимости оплаты от финансовых результатов труда (был хозрасчет)?

       - система экономических санкций отступление от указаний руководства?

      - система административного контроля с прозой увольнения за неадекватное выполнение должностных обязанностей и за отступление от указаний руководства?

6.   Какова степень ответственности, которую берет на себя предприятие в отношении каждого члена коллектива:

      - обеспечивается зарплата не ниже прожиточного минимума для работника?

      - то же для работника и членов его семьи?

      - обеспечиваются условия ежегодного отдыха работника?

     - обеспечиваются работники продуктами питания и потребительскими товарами?

     - обеспечивается повышенная оплата или льготы по мере роста стажа работы на заводе?

     - обеспечивается жильем, услугами службы быта, местами в детских садах, яслях и т.д.?

     - обеспечивается достойный уровень существования работника после его выхода на пенсию с предприятия?

Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих решений - тактических и оперативных - со стратегическим, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии, называется системой стратегического управления. Социальная стратегия должна определять содержание и направления системы социального управления на предприятии. Наконец, социальную стратегию предприятия следует отличать от социальной политики. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятая решений в нужном для стратегии направлении. На самом верхнем уровне цели корпоративной социальной политики совпадают с целями общенациональной политики, такими как рост эффективности: - равенство, стабильность, уровень жизни. Однако эти цели являются общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий, поэтому их необходимо детализировать. Следующий уровень целей содержит эффективность, обеспечение минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам. На ниже следующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости, валового регионального продукта или среднедушевых доходов.

По своей сути механизм реализации корпоративной социально-экономической политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социально-экономической жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить интересы населения, а, следовательно, и разработать социально-экономическую стратегию и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность по ее реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Создание рациональной системы управления социальным развитием должна включать оценку качества функционирования действующей системы управления как в целом, так и по ее уровням. Перечень параметров, измерителей, показателей, оценивающих качество социального развития организации, по нашему мнению, должен включать:

-степень достижения поставленных целей совершенствования процесса управления социальной сферой,

-системы социального обеспечения населения;

-уровень внедрения всех видов ресурсного обеспечения,

-полноту использования общесистемных принципов построения и местного контура управления учреждениями социальной сферы;

-всеобъемлемость использования особенных принципов формирования территориальной системы, ориентированной на разработку и достижение национально-территориальной цеди (интереса);

-степень удовлетворения потребностей населения на местных рынках социальных услуг; 

-коэффициент конкурентоспособности;

-степень обеспеченности ресурсами соответствующего качества и необходимого объема;

-идентификаторы инерционности системы управления учреждениями социальной сферы:

-надежность местной и локальной систем управления.

Предлагаемый методический подход, имеет, по нашему мнению, ряд преимуществ: применение этого подхода позволяет оценить интегральный риск функционирования сложившейся системы взаимодействия субъектов хозяйствования в социальной сфере и власти и учитывать влияние на систему многих факторов риска; вклад каждого из факторов риска в формирование величины локальных рисков субъектов социальной сферы и интегрального риска по региону оценивается системно (с учетом существующих в регионе воспроизводственных связей), а не с помощью субъективного присвоения коэффициентов влиянию каждого риска;

Таким образом, предложенные нами показатели социального развития организации позволят проследить по шаговые управленческие действия в социально - трудовой сфере. Создание алгоритма системы управления социальным развитием организации, по нашему мнению, позволит внедрить специфические принципы рационального построения систем управления, позволяющие: уменьшить инертность процесса выработки и принятия управленческих решений; на основе прогнозной информации разрабатывать перспективные мероприятия, реализация которых по срокам и длительности может совпадать с моментом возникновения потребности на рынке социальных услуг, подтвержденной устойчивым реальным спросом на свойства, качество и гарантированность социальных услуг.

Список использованных источников

       1  Парсонс Р. Мертон. Социальное развитие организации: учеб. Пособие.- М.: Флинта: МПСИ, 2003.-130 с.

       2  Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием организации: учеб.пособие/К.Э.Оксинойд.-М : Флинта: МПСИ, 2007.-160 с.

                                           Resume

In the article there is social strategy of Kazakhstan organization. There is new social strategy in Kazakhstan organization.